В настоящее время в армянонаселенной области Грузии – Джавахетии (Джавахке) сложилась достаточно напряженная этнополитическая ситуация, связанная с традиционными этническими, политическими и социально-экономическими проблемами.
Отметим, что современная грузинская губерния Самцхе-Джавахетия в средние века была захвачена Османской империей и присоединена к ней, как провинция, что привело к практически полному вытеснению грузинского и армянского населения. Данная провинция была заселена преимущественно тюркскими племенами, а также курдами и другим мусульманским населением. Наряду с тем, что провинции Самцхе и Джавахетия ранее находились в составе грузинского государства, но в определенные периоды они являлись частью армянского царства, а затем здесь существовали армянские княжества. В провинции имеются многочисленные армянские историко-архитек-турные памятники. После присоединения края к России в 1828 году, до 140 тысяч армян из Западной Армении переселились в пределы российских границ, которые до сих пор составляют до 48 – 51% населения губернии, а в двух районах Джавахка – Ахалкалакском – 94,3% и Ниноцминдском (Богдановском) – 95,8%. В этот период ряд видных грузинских деятелей пытались организовать переселение в Самцхе и Джавахетию грузинских крестьян из плотнонаселенных Иметерии и Мигрелии, но это план не был осуществлен из-за категорического нежелания данного населения переселяться из благодатных провинций в столь суровые условия.
В советский период руководство Грузии в 30-тые и 50-тые годы, а также, в конце 70-тых годов проводило мероприятия по переселению грузинского населения в Самцхе-Джавахетию. Эти шаги были обеспеченны значительными государственными дотациями. Это привело к увеличению доли грузин в Самхце – с 8 до 66%.
В 1918 году независимая Грузия предъявила свои права на Джавахе-тию, но так до 1921 года и не сумела установить свой суверенитет над этой армянонаселенной провинцией. Джавахк был включен в состав советской Грузии по решению Кавказского бюро ВКП (б) в 1921 году, то есть на основе партийного решения без проведения референдума. В советское время Джавахк, несмотря на высокопродуктивное сельское хозяйство, являясь важным поставщиком продуктов животноводства и картофеля, оставался в социальном отношении одним из наиболее отсталых регионов Грузии, что обусловило значительную миграцию населения в Армению и в промышленные центры СССР. За период 1996 по 2001 гг. в Джавахке сельскохозяйственное и промышленное производство снизилось до 49,7%, а в четырех районах Самцхе – до 28,3%. В крае усилилась эмиграция и сезонное отходничество, выехало много молодежи и трудоспособного населения.
Грузинское руководство с 1991 года последовательно проводило политику вытеснения армянского населения, но если при правящем режиме Э.Шеварднадзе, эта политика выглядела весьма пассивно, что объяснялось слабостью правительства, отсутствия соответствующих ресурсов, неэффективного менеджмента, то после прихода к власти команды М.Саакашвили данная дискриминационная политика приобрела большую агрессивность.
Серьезным фактором дестабилизации ситуации в Джавахетии являются обязательства Грузии в части возвращения турок-месхетинцев в Месхи-Джавахетию. Эти обязательства официально приняла Грузия при вступлении в ЕвроСовет. Следует отметить, что грузинский народ в целом крайне негативно относится к возвращению данной этнической группы в Грузию, которая насчитывает не менее 400 тыс.человек. Появление даже небольшого числа турок в Джавахке или в Месхетии вызовет жесткую ответную реакцию армянского и грузинского населения.
Весьма важным обстоятельством дискриминационной политики Гру-зии в отношении регионов и этнических групп, является «тотальный» кон-сенсус политических партий и общественных организаций, отдельных социальных группировок. В Грузии при острой внутриполитической борьбе весь политический класс и все общество солидарно в вопросах вытеснения других этнических групп из страны. Это объясняется укоренившимся в грузинском обществе специфических форм крайнего шовинизма.
Наряду с этой спецификой, грузины испытывают определенный ком-плекс по отношению к армянам, с которыми связывают «заговор», некую особую враждебную позицию и самые коварные намерения, вплоть до раздела грузинского государства, захвата территории Грузии. Следует вспомнить, что создатель так называемой грузинской «национальной идеологии» Илья Чавчавадзе, столь почитаемый в современном грузинском обществе, совершенно определенно настаивал, что грузинская идеология должна основываться и на противоборстве армянам, как врагам грузинского народа. Данная политика всегда была труднореализуемой, так, как грузинский народ в своей массе никогда не испытывал потребности в конфронтации с армянами, в Грузии имеются многочисленное смешанное грузинско-армянское население, в том числе до пятой части семей в Тбилиси имеет смешанное происхождение. Тем не менее, в Грузии сложилась укрепившаяся традиция распространения пред-метной и беспредметной ненависти к армянам.
Таким образом, в Грузии имеются все возможные предпосылки проведения радикальной дискриминационной политики в отношении армянского населения.
Следует отметить, что в период безвластия в Грузии (1991 – 1993), грузинские иррегулярные вооруженные группировки неоднократно пытались организовать этническую чистку в Джавахке, что по терминологии грузинских националистов означало – «сбор дани за выплаченные налоги», «принуждение к подчинению», «выпровождение на родину». Только своевременная реакция военнослужащих 62 российской базы и организованность армянского населения предотвратило погромы в Джавахке. Аналогичные действия, при известном успехе, грузинские войска осуществили против армянского населения Абхазии во время вторжения в эту страну под руководством Э.Шеварднадзе. Эти обстоятельства очень важны для понимания тех процессов и настроений, которые бытуют в грузинском обществе.
Грузинское руководство всячески пытается законодательно зафиксировать дискриминационное положение армянского населения в сфере использования языка и образования. Данная сфера не только является весьма чувствительной, принимая во внимание общественные осо-бенности и культурные приоритеты армян, но и является ареной закрепления их статуса, так, как положение языка автоматически обусловливает политический и социальный статус данного этноса. В советский период армянское население в Грузии имело совершенно определенный статус этнического меньшинства, чей язык используется в качестве языка делопроизводства и образования. Имелось такое важное понятие, как «армянская школа», со всеми сопутствующими условиями – образовательные программы, учебники, возможность дальнейшего обучения в ВУЗах. В конституции Грузии было зафиксировано использование армянского языка в судопроизводстве и в других государственных инстанциях в местах компактного проживания армянского населения. Официальные государственные и партийные документы составлялись и публиковались на армянском языке. В 2004 году руководство Грузии предприняло попытку полностью ликвидировать понятие «армянская школа» и более того, перевести с 2006 года все армянские школы на грузинский язык. Грузинское руководство не могло не понимать абсурдность данных намерений, и эта инициатива, несомненно, имела целью спровоцировать армянское население на массо-вые выступления. Данные намерения получили очень эффективный отпор со стороны армян Джавахка, включая местные власти, со стороны Ар-мении и армянских организаций в Европейском сообществе и США. Российские СМИ, также, сыграли большую роль в освещение данной проблемы. Данные намерения получили весьма критическую оценку со стороны комитета Конгресса США (нижняя палата) по международным делам и Госдепартамент был вынужден отреагировать на данные события. Существенную роль сыграли комиссии по национальным меньшинствам Евросоюза и различные организации данного профиля ряда европейских государств. Примерно, в середине 2005 года грузинское руководство приняло решение об отказе от данного законопроекта и «Национальное собрание» внесло значительные изменения законопроект по системе образования, который прошел ряд обсуждений в европейских организациях. По мнению некоторых экспертов, этот законопроект, а затем и закон содержит компромиссную концепцию. В соответствии с данным компромиссом, язык обучения в школах и многие другие параметры учебного процесса определяется советом родителей. Данное положение, пока, устраивает армянское население, но действие этого закона связанно с этническим составом местного населения и манипу-ляциями властей, что вызывает тревогу о будущем армянских школ.
В настоящее время имеются значительные проблемы с использовани-ем армянского языка. Политическое руководство и политический класс Грузии категорически отвергает возможность признания какого-либо другого языка, кроме грузинского в качестве официального языка. В соответствии с действующим законодательством и инструкциями, все делопроизводство в армянонаселенных районах, в том числе в школах, должно вестись на грузинском языке.
Грузинское руководство понимает, что признание армянского языка официальным автоматически приведет к формированию основ национально-культурной автономии и зафиксирует права армянского населения не только в Джавахке, но и по всей Грузии. Поэтому, борьба с использованием армянского языка стала одним из основных направлений вытеснения армянского населения.
Другим направлением политики вытеснения армянского населения из Джавахка является заселение края грузинским населением, что совершенно лишено экономической и социальной целесообразности. Данная политика началась осуществляться еще при советском строе в 1989 году, когда используя как повод наводнение в Аджарии, были сделаны попытки переселения аджарского населения в Джавахк. Эти попытки не удались по ряду причин – суровый климат и трудоемкое сельское хозяйство. В настоящее время грузинские власти, активно используя государственные и общественные денежные средства, инициировали покупку домов, земельных участков для заселения края грузинами. Особое значение придается заселение грузин сел духоборов в Ниноцминдском районе и в городе Ахалкалаки. В Ахалкалаки создан филиал тбилисского университета, где обучаются 200 студентов-грузин из различных мест Грузии. Этот филиал не имеет никакого значения для целей образования. По некоторым сведениям, на протяжении последних лет в соответствии с данными программами в Джавахк удалось переселить несколько сот грузин. Это небольшое количество, но с улучшением транспортных и от-части социальных условий, целенаправленное открытие в крае рабочих мест для селективного использования трудовых ресурсов по этническому признаку, заселение грузинами может стать более быстрым и эффективным. Аналогичные цели преследует также Грузинская православная церковь, которая занимается созданием псевдомонастырей, церковных приходов, не имеющих прихожан, устраивает столкновения с местным армянским населением, прежде всего, по вопросам принад-лежности церквей и т.д.
Одним из направлений политики Грузии в отношении Джавахка является ограничение присутствия Армении в культурной и особенно экономической жизни края. Грузия ревностно следит за контактами между армянским населением Джавахка и Армении, за мероприятиями, направленными на развитие экономических связей.
В последнее время обстановка в Джавахке несколько нормализовалась. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, армянское население испытывает некоторые ожидания, в связи с интеграцией Грузии в Европейское сообщество. Во-вторых, между Грузией и Арменией начался постоянный диалог по вопросам Джавахка и армянского населения. В тоже время, сейчас очень сложно спрогнозировать развитие ситуации. Это, во многом, будет зависеть от продолжающегося диалога между Грузией и Арменией, который способен повлиять на развитие обстановки.
Комментарии