Критика Европоцентризма, утверждающего, что цивилизация на Земле есть только одна и она Европейская, а всё остальное лишь море варварских орд, да дикие стаи недолюдей, длится уже достаточно давно. Сегодня уже вполне очевидным становится понимание того, что и без защиты «общечеловеческих ценностей и прав человека» в понимании Европы, без обязательной многопартийности и демократической формы правления, без принудительной «светскости» и пестовании Гей-сообществ возможны технологическое развитие, безопасность, высокий уровень жизни, здоровья, образования общества и такая трудноизменяемая величина как его «счастье».
Однако отказ от примата «западного» пути развития не должен превращаться в слепое отрицание европейского опыта, его институтов и парадигм. Поучительные примеры подобного отрицания мы наблюдали после развала Советского Союза. Советская Россия, для стран Средней Азии безусловно являющаяся носителем европейской цивилизации, обвинялась во всех смертных грехах, а потому весь образ жизни общества и управления новыми государствами предлагалось подчерпывать из своей великой традиционной культуры и истории, с полным отрицанием советского наследия. Всюду появлялись исламские комитеты и партии, имамы вновь получали контроль над паствой, а количество мечетей росло как на дрожжах. Однако чудес не произошло. Вместо этого регион рухнул в средневековье, вспыхнули многочисленные межэтнические конфликты, коррупция разрослась до размеров государств, образование, медицина, промышленность стремительно деградировали. Не говоря уже о гражданской войне в Таджикистане.
Нечто подобное произошло и на Кавказе. Бездумный поворот к «исламским традициям» в Чечне обернулся чудовищной катастрофой для всей России, а для Кавказского Региона он аукается до сих пор. Более того с фактическим оттоком русского (в широком смысле) населения и увеличения во власти на всех уровнях представителей местных элит, регион фактически пересек грань, за которой любое внедрение человека из центра, для починки пробуксовывающего механизма управления приводит скорее не к восстановлению механизма, но к поломке человека.
Нынешняя местная власть, желая самой руководить в своём отечестве, фактически совершает ту же ошибку отрицания полезного опыта как «чужеродного». «Глупая бюрократическая волокита» обходится родственными и дружескими связями, скучные нормативы и ГОСТы не воспринимаются всерьез, правосудие и система управления полностью переключились на модель функционирования «По братски!». Фактически, вместо того чтобы обогатить полезные «европейские» наработки государственного строительства достойными местными традициями и институтами республиканские элиты пошли в противоположную сторону — внешние атрибуты, от европейских костюмов до зак.собраний остались, но по факту республики распались на полунезависимые ханства и байства со всеми вытекающими отсюда признаками: бедность населения, оброк, а порой и барщина в пользу суверена, безграничное распоряжение казной в личных целях на фоне деградации промышленного и сельскохозяйственного секторов.
В связи с этим раздающиеся голоса, призывающие «варягов» в руководство республик не кажутся чем-то алогичным. Ведь тувинец Шойгу замечательно справляется с обязанностями министра обороны, чеченец Сурков вполне успешно создает идеологические концепты, а полуармянин Лавров и вовсе признан чуть ли не самым влиятельным дипломатом мира, разделив лавры канцлера Горчакова. Однако глупо было бы думать, что ханы оставят престолы, ратуя за какие-то там глупые и нелепые справедливость закона, эффективность государственной власти и достойный уровень жизни населения. И они не ратуют.
Населению внушают ровно одну мысль – «варяг» не справится с задачей, ибо не сумеет учесть все тонкости и нюансы межэтнического и межкланового общежития. Мол, обязательно должно быть, чтобы президентом был аварец, премьером даргинец, МВД держал лезгин, финансы кумык и так далее, опционально меняя нацпредставителей по министерствам. Да и посты глав крупнейших городов должны быть распределены между национальностями пропорционально. Однако аппелируя к такой логике местные элиты как-то не замечают того, что вот уже долгое время такая схема управления практически официально провозглашена, но вместо стабильного региона государство получило лишь феодальную трясину, засасывающую в себя любые объемы финансовой и иной помощи из центра. Более того, подобное «квотирование» делает фактически невозможным появление профессиональных управленцев и, шире, специалистов на ключевых позициях. Не говоря уже о том, что подобное межклановое распределение является унизительным для любого жителя Дагестана, не видящего в ней ценности «по умолчанию», если она не решает поставленных перед нею задач.
Именно поэтому для сноса раковой системы нужен человек, или даже команда, не только не связанные с этой системой финансово, но не связанные ментально и мировоззренчески. Этот «кризис менеджер» должен не только считать подобную систему порочной и вредной. Он должен вообще не воспринимать её как систему. А потому не должен оглядываться на неё, выстраивая новую модель управления республикой. По сути вся межклановая, межэтническая система сдержек и противовесов должна быть выкинута на помойку, как лжеучение, доказавшее свою неэффективность, а намеки на квоты в связи со своей национальной многочисленностью должны перестать восприниматься как аргумент в пользу того или иного решения. При этом огромная работа должна быть проведена с населением, и если не сразу, то хотя бы со временем должна быть внедрена в его сознание мысль о том, что не только поддержка, но вовсе лояльное отношение к кланово-этнической системе должно рассматриваться как предательство более высокого порядка (республиканского или государственного), ибо представляет из себя, по сути, кражу из материнского кошелька средств на собственные эгоистичные нужды.
Конечно, варягов как в древнерусской летописи никто просто так не призовёт, наоборот будут пугать страшилками про жестокого генерал-губернатора с эскортом из страшных усатых казаков. Однако чем дальше реальное положение на Кавказе будет становиться похожим на страшные пропагандистские сказки, тем меньше эти сказки будут пугать, а значит, может настать момент, когда общественное мнение будет морально готово к встрече варягов и можно быть уверенным, их приезд не заставит себя долго ждать.
Комментарии