ПРЕДИСЛОВИЕ.
Прежде чем приступить к чтению второй части, предлагаю сначала ознакомиться с первой частью (Оригинал и перевод). Тема достаточно сложная, особенно для человека, далекого от тариката. Прощу не судить строго. Если что-то непонятно, это не означает, что автор не прав, вполне возможно, что читатель не уловил смысл.
Материал не рассчитан на профессуру, а адресован простым гражданам. Прощу не относиться к материалу как к научному тексту. Я мысленно обращаюсь к старшеклассникам, которые еще не попали в капкан ваххабизма. Заставьте читать этот материал своих детей и внуков.
На сайте очень много моих единомышленников, было бы интересно услышать их мнение. Мне кажется, что на базе этого материала можно сочинить что-то коллективное, которое пригодилось бы нашей молодежи. С удовольствием приму ваши замечания и предложения.
Удачи всем, всегда и везде!
ШАРИАТ И ТАРИКАТ
«Алим»: Наши отцы и деды ходили на зияраты умерших людей. Они ходили к шейхам и устазам.
Автор: И ты ходи. Это делали наши отцы и деды. Сегодня это делают многие дагестанцы. Как ты можешь разбираться в религии, если у тебя нет своего устаза (наставника)?
«Алим»: Зачем мне нужен устаз? В исламе нет посредников между человеком и Богом. Это ересь.
Автор: Ересь у тебя в голове, а в сердце гордыня. Пока все это не выветрится из головы и сердца, ты не поймешь сути ислама.
«Алим»: Я всю жизнь занимаюсь религией, а ты всю жизнь ходишь в галстуке. Ты что ли понимаешь больше меня в исламе?
Автор: Я понимаю в исламе только то, чему меня научили мои родители и мой устаз. Этого мне достаточно. Для утоления жажды не нужно «глотать» целиком озеро, достаточно нескольких кружек. Для утоления духовной жажды не нужно «глотать» целиком Коран, достаточно нескольких аятов. Мне не нужно всего знать. Будут вопросы, пойду к алиму. Каждый должен своим делом заниматься. У алима свое дело, у меня свое дело.
«Алим»: Устаз и алим что ли будут отвечать за тебя на том свете?
Автор: За свои слова и поступки отвечать придется мне самому. Не нужно перекладывать свою ответственность на других.
«Алим»: Помочь человеку может только Аллах. Ничто не происходит без Его соизволения.
Автор: Согласен. Однако, мы не всегда знаем, откуда конкретно придет помощь. Очень бы не хотелось, чтобы на том свете ты оказался ближе к Трону Аллаха, чем пророк Мухаммад (с), тогда мне придется сожалеть, что не благословлял тебя на этом свете. Надеюсь, что такого не произойдет, иначе Аллах тебя бы выбрал в качестве своего пророка, а не Мухаммада (с).
«Алим»: С пророком (с) более или менее ясно. А какое отношение к заступничеству имеет устаз?
Автор: Если бы тебе все было ясно с пророком (с), у тебя бы не было вопросов в отношении шейхов и устазов. Они все связаны с пророком (с) через цепочку сильсиля. У пророка (с) были опыт и знания, которых при всем желании невозможно передать словами. Вспомним хотя бы опыт мигIраджа. Есть явные знания, и есть скрытые знания, которые передаются особым способом. Дело не в том, что эти знания скрываются от верующих, дело в том, что для принятия этих знаний нужен соответствующий уровень духовного развития. Радиоволны существуют, но не каждая табуретка их принимает. Для их приема нужен соответствующий радиоприемник. Тот, кто передает сигнал (скрытые знания), определяет того, кто в состоянии наилучшим образом принять сигнал. В этом смысл иджазы.
«Алим»: Я не совсем понимаю, что ты говоришь.
Автор: Ты соблюдаешь тарикат?
«Алим»: Я соблюдаю шариат. Пророк (с) не соблюдал тарикат.
Автор: Но ты же не пророк (с).
«Алим»: Тарикат сравнивают с йогой.
Автор: Чушь все это. Тарикат никакого отношения к йоге не имеет. С йогой сравнивали (это было специально организовано врагами ислама) некоторых суфиев, которые демонстративно отходили от норм шариата и увлекались «абстрактным приближением» к Богу.
«Алим»: Ты хочешь сказать, что устазы – это особые люди, не похожие на остальных верующих.
Автор: Как я тебе могу объяснить, кто такой устаз, если ты не соблюдаешь тарикат? Ты не узнаешь вкуса халвы, пока не попробуешь ее на вкус. Найди себе устаза, соблюдай тарикат, и поговорим лет через десять. Может, к тому времени, сам разберешься. Есть знания ума, и есть знания сердца. Знания сердца словами не передаются. Вообще, религия – это не разговоры, религия – это жизнь. У нас слишком много разговоров про религию. Это результат ненужной политизации религии.
«Алим»: Тарикат – это нововведение (бидъа) в исламе. Его не было при пророке (с).
Автор: Попробую объяснить, а ты постарайся вникнуть в суть. Представь себе абрикосовое дерево. Дерево зимой, голые ветки дерева – это есть чистый шариат. Уходит зима, приходит весна, и на этих ветках появляются листочки и цветочки. Зеленая ветка дерева – это есть ислам — шариат вместе с тарикатом. Тарикат не существует без шариата, листья и цветы растут на ветках, а не висят в воздухе. Если не заниматься тарикатом, ислам превращается в жесткие ветки чистого шариата. Зеленые листочки и цветы – это не есть нововведение для дерева, это есть суть дерева. Дальше сам размышляй над смыслом магIрифата и хакъикъата.
«Алим»: Все люди равны перед Аллахом. Любой устаз – это человек, прежде всего.
Автор: Конечно, я же не сказал, что устаз не человек. Мы все равны перед Аллахом, но мы не равны между собой. У разных людей разный уровень духовного развития, не говоря уже об уровне пророка (с), которого некоторые «горячие головы» хотят низвести до уровня почтальона. Нужно ориентироваться на тех, кто лучше нас. Если же ты считаешь, что ты лучше всех, и тебе незачем на кого-то равняться, будь уверен, что ты осел, а не мусульманин.
«Алим»: Если у меня нет устаза, я осел что ли?
Автор: Не факт. Верующий ты или неверующий, достойный уважения или недостойный уважения невозможно определить по внешним признакам. Я не вижу твоего сердца, и могу ошибиться.
«Алим»: Я не могу понять, чем устаз может мне помочь? Я рассчитываю на помощь Аллаха, и только Аллаха.
Автор: Не простой вопрос, поэтому многие «спотыкаются» в этом месте. Я, например, чувствую, что иман у меня слабый, я не доволен своим амалом. Я молю Всевышнего, чтобы он укрепил мой иман, улучшил мой амал. Надеюсь, что поможет. Но я не думаю, что Аллах «спустится» ко мне, чтобы укрепить мой иман и улучшить мой амал. Среди людей есть пример для меня. Так устроен мир. Я вижу сотни и тысячи людей, которые могли бы мне помочь стать лучше, чем я сегодня есть. Нельзя сразу на всех равняться, толку не будет. Нужен настоящий наставник. Если у тебя не будет достойного наставника (устаз), ты окажешься в плену недобросовестного наставника (шайтан).
«Алим»: В исламе нет культа святых. Это тарикатисты придумали в своих целях. Свят Один лишь Аллах.
Автор: Мы не спорим о Святости Аллаха. Мы говорим об уровне духовного развития человека. Этот уровень у разных людей разный. Ваххабиты везде начинают человека сравнивать с Аллахом. Это нечестный прием. Человека можно сравнивать только с другим человеком. Устазов нельзя сравнивать ни с пророком (с), ни с Аллахом, это кощунство. Не нужно доказывать, что пророк (с) и Аллах выше устаза, это и без тебя ясно. Ты скажи, чем ты сам лучше устаза.
«Алим»: Как ты можешь знать, кто из двух людей лучше или выше духом, кто из них ближе к Аллаху?
Автор: Стоят два друга, а на столе два яблока – одно большое, другое поменьше. Какое из них нужно выбрать? Религия учит, что нужно выбрать то, что меньше, ибо нужно думать о своем друге. А чему учат нас в современном мире? Какое яблоко нужно выбрать? То, что больше? Не верно. Нужно забрать оба яблока, тогда твой друг будет нуждаться в тебе. Беда в том, что невозможно забрать оба яблока, не навредив своей душе, но многие не обращают на это внимания. В итоге некоторые люди потихоньку отворачиваются от зеркала религии, потому что им становится все тяжелее видеть себя в этом зеркале. Устаз – это зеркало, в котором ты видишь свои недостатки. Если у тебя нет недостатков, тебе устаз ни к чему.
«Алим»:При чем тут мои недостатки и устаз? Я сам разберусь со своими недостатками.
Автор:Мы не замечаем свои недостатки. Это лучше видно со стороны. Еще лучше это замечает специалист в этой области. Адаб по книгам не изучают. Для адаба нужна соответствующая практика. Без адаба нет имана, а без имана ислам становится ущербным.
«Алим»:Я считаю, что каждый человек лучше знает о своих недостатках, и в состоянии сам разбираться в своих недостатках.
Автор: С тобой сложно разговаривать. Ты тупой или притворяешься? В светском образовании, к примеру, произошло разделение обучения и воспитания. Это же не зря сделано. Этим загубили всю систему образования. Хочешь покорить страну, убей учителя. Нет обучения без воспитания, как нет воспитания без обучения. Это единый процесс. Мы все это разорвали на безжизненные куски. Ты не видишь, к чему на практике ведет обучение без воспитания? Если очень грубо, то шариат и тарикат напоминают единый процесс религиозного обучения и воспитания. Это взаимосвязанные вещи.
«Алим»: У меня все равно душа не лежит к тарикату.
Автор: Ты не один такой. Внедряя принцип многообразия, мы забыли о принципе единства. Цветы нужно собрать воедино, чтобы получился букет. Много цветов – это еще не букет цветов. Спасение не только в накоплении исламских знаний (шариат), спасение в использовании этих знаний для укрепления имана и улучшения амала (тарикат). Для этого нужны наставники, шейхи, устазы. Разве мы не видим, что ядовитые стрелы ваххабизма направлены в сердца наших шейхов и устазов? Есть главная цель, и есть отвлекающие цели. Там, где есть тарикат, там нет места экстремизму и терроризму. Отсюда и нападки на систему тариката.
«Алим»:Ты меня не убедил. Тарикат не для меня.
Автор: Тебя же никто не заставляет. Оставайся в шариате. Тарикат же не комсомольская организация, куда принимают всех пионеров. Это суть ислама, она не каждому доступна. Я тебе уже сказал про табуретку и радиоприемник. В светских науках тоже каждый не может стать доктором наук или академиком. Это естественно. В религии тоже есть свои степени. Только все это не выставляется напоказ. Чем выше степень, тем скромнее становится человек. В итоге из тариката никто пиара не делает. Это дело добровольное. Нет насилия в религии.
«Алим»: Ты веришь, что эта тарикатская цепочка (сильсиля) никогда не прерывалась, и идет от пророка Мухаммада (с)?
Автор: Объяви себя завтра тарикатским устазом, и получишь ответ.
ДУХОВНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ
«Алим»: Твою позицию в отношении тариката я понял, хотя остаюсь при своем мнении. Духовное управление для чего мне нужно?
Автор: Ты это просто так спрашиваешь, или ты на самом деле не понимаешь роли Духовного управления в жизни мусульман Дагестана?
Продолжение следует …