Магомед Тагаев. Радикально-экстремистские воззрения фундаменталистов развивали в Дагестане не только Багаутдин Магомедов, но и другие идеологи ваххабитского, сепаратистского движения. В наибо¬лее открытом и концентрированном виде они раскрываются в скандально из¬вестной книге «Наша борьба или повстанческая Армия Имама» уроженца селения Ансалта Ботлихского района РД Магомеда Тагаева. Она напечатана в 1997 г. Украине, в Киеве в издательстве «Наука» пятитысяч-ным тиражом. В Дагестане книга распространилась нелегально.
Как пишет автор, она написана в 1994-1997 г.г. Он приглашает в свой мир, «мир национально-освободительной борьбы». Он посвящает кни¬гу памяти погибших «во всех русско-кавказских войнах, тем, кто ли¬шился по воле империи своих жилищ, родных и близких…»
Книга написана с откровенно антироссийских, антирусских позиций. Автор патологически ненавидит все, что так или иначе связано с рус¬скими. Книга полна грубейшими оскорблениями в адресе русского народа, унижающими его честь и достоинство. Он обвиняет рус¬ских в том, что те создали страшные организации типа царской охранки, ГПУ, МВД, КГБ, КПСС, армию, ОМОН, «Альфу» и др. Наделяя русскую нацию только отрицательными качествами, он называет ее нацией «душегубов, мародеров, пьяниц, насильников, беспредельщиков и уголовников». Госу¬дарство, созданное русскими, он называет империей, считая его, как «империя насилия и зла, империя растлевателей, империя душегубов, им¬перия уголовников, империя пьяниц и мародеров, империя — тюрма, империя — зона!».
По мнению М. Тагаева, русское государство создано в результате беско¬нечных захватнических войн. Для чего же нужно М. Тагаеву показ всего, что связано с русскими только в черном цвете? В чем цель такой патологической ненависти, про¬паганды человеконенавистнических идей?
Конечной целью для М. Тагаева является освобождение Кавказа, Дагестана из-под власти «русско-московской империи», создание — Кавказской Кон¬федерации, Исламской Республики Дагестан.
Если русские у него наделены только отрицательными качествами, то кавказские народы для М. Тагаева — это уникальное историческое явле¬ние. М. Тагаев выступает за то, чтобы от русских были немедленно осво¬бождены Таганрог, Кубань, Астрахань, Волгоград и т.д. Он пишет: «Вон из наших земель, и чтобы никогда не заикались больше об Азовском, Черном или Каспийском море. Они никогда не были и не будут вашими, отныне вы не увидите их как своих ушей».
Он объявляет войну русской империи, для этого считает необходимым создание Армии Имама. В конце книги приводится «Военная доктрина пов¬станческой Армии Имама». Хотя, скорее всего, это не только военная доктрина, а целая программа действий в случае прихода к власти этого крыла фундаменталистов.
Вот в чем видит сущность данной армии М. Тагаев: «Армия Имама, или Повстанческая Армия Имама, создана в противовес русской армии и каза¬честву в целях освобождения и защиты дагестанского отечества, является военной и политической организацией». Кроме армии Имаму подконтрольны Временное правительство, все проблемы политико-экономического и со¬циального характера, его представители в районах, государственная каз¬на – «Хазина», наибы в национальных округах. Имам объявлен высшим должностным лицом в Дагестане. Его выбирают все коренные народы на общедагестанском Курултае. По мнению М. Тагаева, имам «является олицет¬ворением государства, обладает высшей исполнительной властью, правом законодательной инициативы, правом наложить вето на любой законопроект) правом своим распустить парламент и объявлять новые выборы после рос¬пуска в течение 15 дней, имеет право помилования гражданина Дагестана, иностранного гражданина, принимает решение о начале войны, о перемирии» (Статья II. 2.15). Имам выбирается из числа коренных национальностей Дагестана в возрасте от 45 до 65 лет пожизненно. Он выступал за объявление войны России, притом «за войной на Кавказе должна начаться война в Калмыкии и Татарии, оттуда переки¬нуться на Урал и дальше, дальше без остановок на территории всей импе¬рии».
Он страшит своих врагов, призывая разрушать все от Дагестана до самой Москвы, включая Кремль. Он пишет: «Что нам история, мы напишем нес¬колько новых кровавых страниц в новую историю нашего народа, мы сами будем делать свою историю, даже если при этом придется погибнуть всем на земле…».
М. Тагаев большое значение придавал исламу в будущем государствен¬ном устройстве Дагестана, в общественной и личной жизни его граждан. Так его не устраивает название «Республика Дагестан» как светское государственное образование. Он предлагал ввести ислам в качестве государственной религии в Дагестане и чтобы это было закреплено в названии государства — Исламская Республика Дагестан (ИРД). Главой ИРД объявляется имам, вводится шариатское законодательство. Отменяются светские государственные учреждения — прокуратура, милиция суд, органы народного образования. При имаме действует Высший Совет Алимов Дагестана.
Он также выступал за создание собственной национальной школы права где «право мусульманское будет превалировать». Он выступал за то, чтобы функ¬ции прокуратуры были переданы шариатскому суду. Отказываясь от свет¬ского законодательства, М.Тагаев писал: «Нам же достаточны Шариат, Сунна, которых мы должны придерживаться, и Коран!».
Таким образом, М. Тагаев выступал за активное насильственное внедрение в жизнь и быт дагестанцев исламских предписаний. Многие идеи — о власти имама, о внедрении шариатских законов и предписаний, налогов — закята и ушра и др., видимо, заимствованы из теории и практики народно-освободительной войны горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х г.г. XIX в. Преемственная связь прослеживается и в том, что вновь избираемого имама он счи¬тает шестым.. Напоминаем, что в истории Дагестана имамами в XIX – начале ХХ вв. были Кази-Мухаммад из Гимры, Гамзат-бек из Хунзаха, Шамиль из Гимры, Хаджи-Магомед из Согратля и Нажмутдин из Гоцо.
За свою экстремистскую деятельность в 2004 году А.Тагаев осужден к длительному сроку тюремного заключения.
На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, и после 1999 года продолжается распространение религиозно-политической литературы, листовок, где проповедуется идеология религиозно-политического экстремизма, терроризма, ваххабизма, сепаратизма.