Уже десятый год в эти дни мы вспоминаем о невинных жертвах… В день поминовения хочется рассказать и о павших героях. Знакомясь с подробностями противостояния сил антитеррора с бандитами, мы понимаем, КАКОГО врага остановили ценой своей жизни, не пустили вглубь страны наши герои – пограничники, псковские десантники, спецназовцы ФСБ, мальчишки-солдаты, павшие в боях на Северном Кавказе в 1996, в 1999 годах…
ИМ – ЧЕСТЬ, НАМ – ПАМЯТЬ
Десять сотрудников спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» погибли при освобождении заложников в Беслане – таких потерь эти супер-профи, чья работа – бороться с террористами, не несли ни до, ни после. И не потому, что террористы оказались более подготовленными, а потому, что в той страшной схватке минуты решали – сколько жизней удастся спасти, и спецназовцы шли грудью прямо в шквальный огонь. Подполковник Д. Разумовский и лейтенант А.Туркин, спасая детей, принимали огонь на себя.
Оба офицера начинали службу пограничниками, оба прошли закалку в боях на таджико-афганской границе, позднее военная судьба привела их в отряд «Вымпел» Центра специального назначения ФСБ России.
В Чите на аллее Героев-пограничников на улице Чкалова пантеон завершается фотографией Андрея Туркина: в 1993-95 годах он проходил срочную службу в 54-м погранотряде в Приаргунске Читинской области. Став бойцом отряда «Вымпел», за семь лет участвовал в десятках спецопераций, был награжден тремя государственными наградами. О его безудержной храбрости свидетельствует медаль «За спасение погибавших»: с заминированного поля, усыпанного кассетными минами — «лепестками», Туркин вынес подорвавшегося товарища.
Подполковник Дмитрий Разумовский за шесть лет в «Вымпеле» прошел почти через все операции – освобождал заложников в «Норд-Осте», захватывал Радуева, громил боевиков в Дагестане. У станицы Слепцовская 10 часов вел беспрерывный бой с террористами. И за шесть лет отделение, которым он командовал, не понесло ни одной потери! К двум боевым наградам, полученным на границе, добавились еще три.
…Группа Туркина прикрывала огнем отступление заложников – ведь бандиты швыряли гранаты и стреляли в спины убегающим, мечущимся женщинам и детям. Это был истинный ад… Раненый Андрей Туркин имел право покинуть бой, но, увидев бандита, замахнувшегося для броска гранатой, бросился навстречу врагу, намертво обхватил и рухнул на него сверху.Первое сентября 2004 года: «Вымпел» вылетел в Беслан. Третьего сентября в спортзале захваченной школы прогремели взрывы. Медлить было нельзя. Спецназ пошел на штурм.
…Группа Разумовского засела за забором справа от школы. Когда поступила команда на старт – первым пошел вперед. Встал в полный рост, на простреливаемом со всех сторон пятачке под шквальным огнем и указывал огневые точки противника, которые нужно было подавить. А потом снайпер попал ему прямо в грудь…
БОЙ 12-Й ПОГРАНЗАСТАВЫ
В начале 90-х годов пограничники, находящиеся на рубежах бывшего СССР, первыми, еще до начала событий на Северном Кавказе, приняли на себя удар террористических бандгруппировок. Редкий месяц обходился без боевых вестей с афганской границы.
13 июля 1993 года, продолжая серию попыток прорыва в бурлящий массовыми беспорядками Таджикистан, более двухсот моджахедов из Афганистана и боевики таджикской оппозиции, вооруженные ракетными установками, минометами, орудиями, внезапно атаковали 12-ю пограничную заставу Московского погранотряда Группы Пограничных войск РФ в Таджикистане. Одиннадцать часов длился неравный бой окруженной заставы с озверевшими бандитами, рассчитывавшими на легкую и скорую победу. Пограничники во главе с 25-летним командиром старшим лейтенантом Михаилом Майбородой не дрогнули и до конца выполнили свой воинский долг. В бою погибло 25 военнослужащих. За мужество и героизм шестеро пограничников были удостоены звания Героя Российской Федерации, все остальные участники боя награждены орденами и медалями. Но это – сухая канва событий.
Одним из первых к месту событий после боя прилетел военный корреспондент Александр Федотов. То, что он увидел и услышал, потрясло журналиста, и его очерк «Пылающая застава» написан запредельно правдиво и эмоционально. Вот этот очерк (в сокращении).
А. ФЕДОТОВ. «ПЫЛАЮЩАЯ ЗАСТАВА»
«За окнами стояла по-южному темная безлунная ночь… К заставе душманы приближались в полной тишине. По сыпучим склонам карабкались босиком. К тому же речка, бегущая по ущелью, заглушала все остальные звуки. В операции приняло участие 14 групп общей численностью до 250 человек (среди них – и не известный еще террорист Хаттаб). Общее руководство осуществлял командир 55-й пехотной дивизии Афганистана Кази Кабир. На вершинах гор душманы установили 12 пулеметов, 4 безоткатных орудия, 5 установок реактивных снарядов, 2 миномета, 30 ручных гранатометов. Вокруг заставы, в черных горах, уже практически сомкнулось кольцо окружения.
В 4 утра нападавшие открыли ураганный огонь из всех видов оружия. Застава поднялась по команде «К бою!». В «оружейку», в спальное помещение уже влетели первые реактивные снаряды… Послышались стоны раненых… Дым, пожар – все смешалось воедино. Пограничники, расхватав из пирамид оружие и боеприпасы, во главе с Майбородой ринулись в опорный пункт.
Застава вступила в бой. Кучно ложились во дворе артиллерийские снаряды. Вот уже загорелся склад – сейчас рванут боеприпасы… Сержант Юрий Кологреев, командир отделения связистов, ворвался на узел связи. Там уже находился рядовой Роман Чигарев.
— Передай в отряд, срочно! На нас напали, ведем бой! – крикнул Кологреев своему подчиненному. Но слова приказа потонули в грохоте разорвавшегося снаряда, угодившего прямо в корпус станции… Кологреев строчил из пулемета, защищая узел связи, пока рядом с ним не разорвались три гранаты. Ему оторвало осколками руку и ногу…
Боевые расчеты пограничников занимали свои позиции. Противника они видели смутно – «духи» были одеты во все темное, чтобы слиться с ночью. Лейтенант Мерзликин, выбежавший из дома после первых выстрелов с Майбородой, на мгновение опешил: со всех сторон неслись гортанные пронзительные крики «Аллах акбар!». Мерзликин из подствольного гранатомета подавил огонь пулемета, Майборода тем временем стрелял по душманам из станкового противотанкового гранатомета. Рядом взорвались две гранаты, ранив осколками в позвоночник. И буквально следом – очередь из автомата, прямо в грудь. Его стащили в окоп, наскоро перевязали. Он пытался продолжать руководить боем, но с каждой секундой ему становилось труднее дышать… До конца с командиром в окопе оставался рядовой Михаил Куликов, отстреливавшийся до последнего патрона…
Командование заставой принял Мерзликин. Ситуация складывалась критическая. К утру пограничники уже имели большие потери. Один за другим падали и не вставали больше пограничники… Геройски погибли пулеметчики рядовой Сергей Борин и рядовой Игорь Филькин. Много трупов моджахедов было разбросано в секторе их огня.
Расстреляв почти все боеприпасы, лейтенант А.Мерзликин решил отводить оставшихся в живых бойцов. Несколько раненых, кому трудно было передвигаться, добровольно предложили прикрыть отход.
А в это время из погранотряда уже спешила помощь.
– Товарищ подполковник, личный состав 12-й заставы в составе 18 человек вышел из боя, – доложил, пошатываясь, контуженый Мерзликин. Вышедшие к своим пограничники не могут сдержать слез…
К 15 часам боевые вертолеты разбили реактивные и артиллерийские установки моджахедов, огненным смерчем накрыли отступавших душманов. Застава была отбита у противника.
Поднявшись в опорный пункт, наши военные увидели страшную картину боя. В своем командирском окопчике, склонив голову на бруствер, лежал Майборода. На его плече – убитый пограничник. В окопах, на склонах, по территории – везде тела погибших героев 12-й заставы… Изувеченные до неузнаваемости лица, у многих выколоты глаза, оторваны руки и ноги, вспороты животы, вырезано сердце, содрана кожа… у некоторых был сильно обуглен низ живота – следы пыток над кострами… Всего наших ребят погибли – 25, а трупов бандитов на различных участках обороны заставы насчитали около сорока.
Сотрудники медпункта по рации получили команду: «Встречайте потери». Примчались на взлетку, разложили 20 носилок. Прилетел «борт». Из открывшегося люка показался сержант Евланов: «железный Евлан», как называли его на заставе, вышел сам, прижимая руку к простреленной груди… упал. Всем раненым тут же, на поле, оказали медпомощь.
Второй «борт» сел тяжело. Из-под еще не открытой двери капала кровь…
Назавтра «черный тюльпан» грузно взмыл в голубые просторы бездонного неба. Сделав два круга над отрядом и покачав на прощание крыльями, самолет взял курс на Душанбе. Оттуда героев развезли по городам и весям некогда единой державы…»
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В традициях русского воинства героями были и остаются те, кто не щадя себя защищает людей. А переплетение их судеб бывает поразительным! Михаил Майборода был сослуживцем и близким другом Дмитрия Разумовского. Каким именем назвать сына, у Разумовского было сразу решено: конечно, Михаилом – в честь Майбороды. С разницею в 11 лет друзья погибли в жесточайшем бою с террористами. Оба посмертно стали Героями России. Повзрослевший сын Разумовского Михаил учится в военном училище.
12-й заставе официально присвоено название «12-я пограничная застава имени 25 Героев».
погибшим-вечная память!!!
+++++++++++++
настоящие мужчины
чем умереть в постели от старости
луче умереть как мужчины в бою
«луче умереть как мужчины в бою»(с)++++++++++++++++ ❗ ❗ ❗
Помним и скорбим.
На таких страна держится.
Одно из чудовищных прявлений ваххабизма. Вызывают недоумение стремления некоторых либерастов, мразезащитников и….даже ваххабитов попиариться на этом.
Вечная память.
Благодаря таким МУЖЧИНАМ у нас есть Родина!
Слава Героям и вечная память!
Время над памятью не властно .
…………………………… Помним скорбим….. вечная память погибшим ……….
Светлая память настоящим героям ❗
» Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим.»
маршал Рокоссовский.
Сколько же они горя принесли твари, смотря ролик представил себя свою семью в место этих детишек так тяжело на душе стало,ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ