Animalia caucasica cubicularis («бомжахед»), как всякое животное, обладает своими особенными, присущими только ему повадками. Общие сведения об их обитании и образе жизни мы привели в заметке «Моджахед кавказский норный (Бомжахед)». В этом цикле очерков, построенном на результатах кропотливых наблюдений натуралистов и исследователей, сухим научным языком мы постараемся раскрыть перед вами жизнь этих редких животных в естественной природной среде.
Норы.
В последнее время ареал бомжахедов значительно сократился. Возводя объекты промышленной и транспортной инфраструктуры, распахивая все новые целинные земли, расширяя пастбища для увеличивающегося поголовья домашнего скота и неустанно ликвидируя бомжахедов, как досадных вредителей, человек все более и более ограничивает естественную среду обитания этого осторожного и боязливого зверька. Немногочисленные и уже далеко не тучные стада бомжахедов вынуждены практически постоянно находится в движении во избежание встречи с людьми. Тем не менее, для восстановления сил после скитаний по лесным и горным массивам, зализывания ран и порезов, а также для пополнения запасов пищи и боеприпасов, бомжахеды в ряде случаев, особенно в зимний период, устраивают норы, так называемые «базы». Далее будет рассмотрена классическая модель поведения бомжахедов при подготовке норы, предназначенной для зимнего использования, однако она применима и к круглогодичному использованию.
Базы бывают стационарные, сооружаемые на длительный срок в пределах участка обитания отдельного стада, и временные. Преимущественным обстоятельством при выборе места выкапывания норы бомжахедами является наличие поблизости источника для водопоя.
Место для обустройства основной норы определяет, как правило, вожак стада, на основе сведений, добытых при поиске подходящего участка. К поиску доминантная особь привлекает наиболее здоровых и половозрелых подчиненных самцов, однако иногда этим могут заниматься и прибившиеся к стаду одомашненные самки репродуктивного возраста, обычно имеющие место проживания в населенном пункте неподалеку. Будучи наиболее осторожным, хитрым, коварным и скрытным животным среди всех членов стада, главарь инстинктивно подбирает место для норы, которое должно отвечать следующим требованиям:
— обеспечивать хороший обзор местности и, в частности, путей подхода к базе;
— обеспечивать скрытность, для этого используются складки местности, пещеры, густой глухой лес;
— площадка для базы должна быть относительно ровной, сухой и находиться на возвышенности;
— путей подхода должно быть как можно меньше, для этого места подбираются вблизи крутых склонов, ущелий, оврагов, обрывов;
— рядом должен находиться источник воды, максимальное удаление 200—300 м.
Кроме того, желательно, чтобы нора находилась по возможности недалеко от населенного пункта. Это позволяет умным животным избежать угрозы от авиации и артиллерии, а также позволяет им посещать одомашненных самок с целью спаривания, изыскивать продукты питания, лекарства, теплую одежду и всякую привлекательную для падких на наживу зверьков дребедень.
Приближаясь по уровню умственного развития к человеку и проявляя почти человеческую предусмотрительность, наиболее опытные вожаки стад предусматривают также отрывку запасной норы в пределах двухчасового перехода от основной базы.
Определив и выбрав место, стадо в полном составе принимается за обустройство норы. Под руководством вожака, подбадриваемые его рыком и завываниями, члены стада отрывают яму глубиной в средний рост человека. Затем эта яма накрывается стволами деревьев, которые валятся на удалении до 300 метров от норы выше ее по склону из разных мест, но не более, чем одно дерево из одного места. Валка деревьев бомжахедами значительно отличается от принятых другими животными, например, бобрами или слонами, способов. Стадо умеет пользоваться простейшими ручными инструментами, изготовленными руками человека. Подобрав намеченные деревья из расчета 2—3 бревна на накат, бомжахеды спиливают их пилами как можно ниже к земле, а место спила замазывают грязью. Снятые со ствола ветви бомжахеды, уносят с собой, разбрасывают по большой площади или прячут.
Обычно яма накрывается бревнами в один накат, затем слоем веток, после чего — вторым накатом из бревен. На него укладывается новая полиэтиленовая пленка, непромокаемые свойства которой по достоинству оценены сообразительными животными, однако ее может и не быть.
Внутри норы, в ряде случаев облагороженной по стенам бревнами небольшого диаметра, животные устраивают для лежки нары в два ряда, причем высота нар должна позволять свободно сидеть на них. Земляной пол устилается ветками и (или) ковром, могут также применяться другие виды покрытия, при случае украденные бомжахедами.
Не полагаясь всецело на естественное тепло своих тел даже в условиях тесноты и скученности в норе, бомжахеды, особенно в зимний период, в углу норы устанавливают металлическую печь, которая используется также для приготовления пищи. На печь устанавливается металлическая труба, которая выводится наружу через дыру на стыке бревен, высота трубы над уровнем земли — до 5 см. Дополнительно труба маскируется пересаженным кустом, опавшими листьями, ветками. На входе в нору вывешиваются 2—3 одеяла. Иногда, если есть возможность, нора может быть оборудована амбразурами для стрельбы из огнестрельного оружия.
Бомжахеды не боятся огня и умеют им пользоваться. Днем, когда печь не топится, для приготовления пищи и обогрева ими разжигается костер рядом с норой. Однако дым от костра может повредить безопасности стада, выдав его местонахождение. В связи с этим на протяжении ряда лет в ходе искусственного отбора, оставшиеся бомжахеды стараются исключить дым или максимально ослабить его заметность. С этой целью бомжахеды, повинуясь инстинкту, выбирают для костра высохшие стоящие деревья, которые валятся на большом удалении от норы. С их стволов животные снимают кору, голые стволы распиливают, пряча при этом и закапывая кору и опилки, затем «шалашиком» выкладывают костер, который поджигают в верхней части. Рядом с костром бомжахеды устраивают место кормежки в виде навеса на четырех кольях. Объедков, как правило, не остается, поскольку оголодавшие животные не оставляют малейших крошек, а несъедобные отходы сваливаются в специально отрытую яму, которая затем закапывается.
Практически любой прием пищи бомжахедами сопровождается обильным пожиранием приправ, в частности, майонеза «Кальве» и всевозможных кетчупов. Из-за пристрастия к добавкам, содержащим массу химических компонентов и трудноусвояемых животных жиров, уязвимые желудками животные часто мучаются животиками и бурлением говн. Поэтому их уборная, вырытая на удалении 30—50 метров от норы и представляющая собой глубокую яму, огражденную одеялами или пленкой, натянутой на каркас из прутьев, представляет для них особый, жизненно важный интерес, позволяя бомжахедам громко и самозабвенно гадить. В то же время зловоние уборной, смешивающееся с тяжелым запахом немытых обовшивевших тел животных, распространяется на значительные расстояния и часто служит демаскирующим признаком присутствия в эпицентре отвратительного запаха норы стада.
Бомжахеды стараются максимально обезопасить себя от внезапного появления людей и, по возможности, задержать их до момента бегства с базы. Для этого они повсеместно применяют минирование на возможных опасных направлениях. В связи с тяжестью и почти полным израсходованием в прошлом специализированных взрывных устройств заводского изготовления типа ПМН, ПФМ, ОЗМ, животные приноровились использовать для этой цели мины — «лепестки». Для их сбора бомжахедами, как и всеми высокоразвитыми приматами в дикой природе, используется примитивный инструмент — палка длиной около 1,5 метров, с помощью которой животные заталкивают мины в полиэтиленовый пакет. На конце этой же палки бомжахеды переносят пакет с минами в нужные места их постановки. Примечательно, что в постановке мин участвует все стадо во главе с доминантным самцом, чтобы знать места их расположения. Однако ограниченные мыслительные способности не позволяют некоторым особям запомнить места постановки мин, вследствие чего стадо порой лишается некоторых своих членов. Кроме этого, бомжахеды большие любители минировать все подряд всевозможными иными способами. Порой хитрые животные оборудуют ложные базы-обманки.
В любом стаде существует своя система охраны и оповещения об опасности. Не лишены этого свойства и стада бомжахедов. Дозорные могут вести наблюдение за местностью с оборудованных лежек или из окопов в полный рост, укрытых пленкой и располагающихся ночью в 50 – 100 метрах от главной норы, а днем – до 500 метров в зависимости от рельефа. Количество сигнальщиков зависит от путей подходов к норе, используемых самими животными.
Вожак запрещает покидать базу без его разрешения, и обычно выходы членов стада ограничиваются рейдами за продуктами. Бомжахеды используют для передвижения ручьи и звериные тропы, места с быстрым таянием снега и каменистые поверхности, где не остается видимых следов. По окончании зимовки стадо прячет ненужное летом имущество в схроне или тайнике, оборудуемом в нескольких сотнях метров от норы. Сама нора маскируется, а стадо снимается и начинает кочевку.
Если бомжахедов спугнуть, то стадо незамедлительно снимается с обжитого места, прихватив с собой только самое необходимое и в панике бросая остальной скарб. Обычно бомжахеды перемещаются в запасную нору или, если опасаются, что та тоже будет обнаружена, убегают на ближайшую базу другого района. Однако они чрезвычайно болезненно относятся к утрате своего барахла и по прошествии некоторого времени к оставленной норе отправляется один из малоценных членов стада, чтобы проверить ее состояние и забрать оставшиеся тряпки и вещи. Однако сама покинутая нора больше никогда не будет использоваться пугливыми животными.
Летняя база устраивается бомжахедами обычно на ровном месте из шалашей на 2—3 особи, представляющих собой растянутую на каркасе из прутьев полиэтиленовую пленку. Костер разжигается только в дневное время. Отхожее место животные оборудуют так же, как и зимой, только яма глубже, а вместо пленки или одеял огораживают свой вонючий гадюшник ветками. Но запах не спрячешь, тем более летом. Летние базы минируются спорадически.
Разумеется, перед вами всего лишь ознакомительный рассказ, неполный и поверхностный, однако вкратце дающий представление об образе жизни этих скрытных и весьма интересных млекопитающих – бомжахедов. Несомненно, углубленное изучение и использование знаний об этих лесных существах находится в компетенции непосредственно занятых в этой области специалистов, ученых и исследователей, давно и успешно ведущих научные изыскания в области бомжахедоведения. Но обычным людям других профессий и такого хватит.
Возвращаясь к конкурсу «Проверь себя — узнай крысу!», мы с большим удовольствием отмечаем, что уровень специальных знаний по теме у уважаемых посетителей довольно высок, практически все узнали Дзейтова Аслана Даудовича, родившегося в Бамуте 16 января 1979 года, проживавшего ранее, до вступления летом 2007 года в шайку Дженаралиева, в Ассиновской по Огородной, До поры мирный житель, получивший 18 августа 2003 года, как добропорядочный гражданин России, паспорт 9603 520699, этот сильный, но недалекого ума человек подпал под влияние уголовников братьев Махаури, мыкался по лесам, жалко и безыскусно гадил периодически по-бомжахедски и был, в конце-концов, ликвидирован у Арштов в прошлом году, все знают, как. Будет время, напишем подробнее.
Обращаясь к новому персонажу, представляем его на ваше рассмотрение.