Североатлантический альянс принял решение продлить мандат операции «Океанский щит» до декабря 2016 года.
Выступая в Брюсселе на конференции «Повестка дня в области безопасности и обороны», начальник штаба командования объединенных ВМС НАТО контр-адмирал Д. Лацио заявил, что судоходные компании «расслабились», но пиратская угроза в Аденском заливе полностью не устранена, как и его коренные причины, и вполне возможен его новый всплеск в случае сокращения усилий международного сообщества по борьбе с этим явлением. Поэтому мандат антипиратской операции «Океанский щит» решено продлить до декабря 2016 года.
Как пояснил Д.Лацио, значительных изменений в самом мандате не произойдет, однако военные корабли будут теперь действовать у берегов Сомали в основном в периоды между сезонами муссонов, когда риск нападения пиратов наиболее значителен.
Советник постпредства США Р. Белл посетовал на непрерывные попытки участвующих стран ограничить участие своих кораблей в «Океанском щите». Мол, в условиях сокращения государственных расходов, европейские страны стремятся получить максимальную отдачу от походов военных кораблей, в том числе, и по планам боевой подготовки. Ссылаясь на то, что в «охоте за пиратами» отработать весь спектр учебно-боевых задач невозможно, европейские государства всячески пытаются уклониться от антипиратской операции, предпочитая направить корабли на какие-нибудь учения, а не на «Океанский щит».
«Пиратский бизнес продолжает быть привлекательным для местных элит, даже если процент успешных нападений составит всего 5 процентов от общего количества» — такой вывод огласила присутствующим профессор лондонского «Кингс Колледж» А. Шортланд. Шортланд ранее участвовала в подготовке аналитических материалов по проблеме пиратства, рисков и убытков для Всемирного банка, и имеет большой опыт и знания по данной теме. Она отметила, что пираты сейчас переключились на торговлю оружием, наркотиками и людьми, но сама пиратская инфраструктура не уничтожена. Таким образом, согласно выкладкам Шортланд, предпосылки для нового всплеска пиратства в регионе сохраняются и он вполне возможен.
Тезисам Шортланд активно поддакивал куратор района Африканского рога в Европейской внешнеполитической службе К. Вервеке, который нес банальщину о том, что пиратство это всего лишь «вершина айсберга» и нужен «всеобъемлющий подход» Евросоюза. В общем, много воды и мало смысла. Пожалуй, единственным стоящим внимания в его пламенном спиче оказалось то, что Евросоюз тоже задумывается над продлением операции «Аталанта».
В целом, самым интересным было подведение итогов антипиратской деятельности за 2013 год по районам Африканского рога и Гвинейского залива.
Согласно подсчетам, прямой ущерб от пиратов и связанные с ним косвенные расходы в прошлом году сократились почти в 2 раза по сравнению с 2012 годом и составили 3 миллиарда долларов США. Из них прямой ущерб составил один миллиард, а 2 миллиарда израсходованы на военные операции, меры физической защиты и привлечение частных охранных предприятий (ЧОП) к охране судов.
Судоходство в регионе практически вернулось к докризисному состоянию. В частности, отмечается, что суда практически исключили практику изменения маршрутов с целью обхода опасных районов. На 76 процентов снизились расходы на повышение скорости (это помогало сорвать пиратские нападения), а стоимость страховок снизилась на 66 процентов.
Постепенно наметился отход судовладельцев от привлечения очень хорошо себя зарекомендовавших ранее ЧОП. В 2012 году сотрудники ЧОП находились на 50% судов, проходящих через Аленский залив, но уже в 2013 году их количество снизилось до 35%. При этом обычное штатное число сотрудников — 4 человека — снижено до 3 человек, а «дорогостоящих» и, как считается, высококвалифицированных западных специалистов начинают замещать более «дешевые» восточноевропейские и азиатские сотрудники, хотя до сих пор выходцы из западных стран до сих пор преобладают.
Однако, как показывает анализ, расслабляться пока еще рано. Успешных нападений пиратов на крупные суда хоть и давно не фиксировалось, однако пиратами были захвачены четыре малоразмерных местных пароходика, а случаев, когда ЧОПовцы вступали в перестрелку с пиратами, в 2013 году отмечено восемь. Еще несколько раз отмечались предупредительные выстрелы в воздух. К тому же у пиратов, сохраняющих возможность выходить в море и нападать на суда, в заложниках до сих пор остается около 50 моряков, а всего в 2013 году они получили более 20 миллионов долларов в виде выкупов, и вполне вероятно, что часть полученных денежных средств может пойти на подготовку и осуществление новых атак.
Завершилось подведение итогов тезисом о том, что за шесть лет проведения антипиратской операции добиться существенных успехов и коренного перелома в борьбе с пиратством не удалось. Однако и мириться со значительными финансовыми расходами западные страны больше не хотят. В связи получило горячее одобрение предложение вместо активизации дорогостоящей борьбы с пиратством приступить к содействию развитию Сомали и созданию дополнительных источников доходов для населения и местных элит наряду с усилением силовых структур на берегу и созданием местной береговой охраны. По расчетам, это будет стоить в разы меньше, чем нынешние военные операции и ЧОПы.
Сейчас на данные мероприятия выделяется примерно 50 миллионов долларов в год, то есть, около полутора процентов расходов, связанных с пиратством.