Новый политический сезон на Северном Кавказе обещает быть жестким и богатым на сенсации.
Федеральные эксперты считают, что для грядущего сезона губернаторских выборов-2014 будет характерна пиар-стратегия «дымовой завесы». То есть национальная информационная повестка будет сконцентрирована на одном-двух регионах, которые должны «заслонить» любые скандалы во всех остальных регионах.
Вероятнее всего, фокус внимания и будет на Ставрополье, которое уже давно мозолит глаза Москве межэтнической напряженностью и земельными конфликтами. Вопрос: сумеет ли справиться с новыми вызовами губернатор Владимир Владимиров. И как у него будут складываться отношения с главами соседних регионов, от которых во многом и зависит стабильность на Ставрополье.
Толкователи снов и яви.
Фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» на днях опубликовали очередной, 13-й по счету, «Рейтинг политической выживаемости губернаторов». Составляя его, эксперты оценивают шансы глав регионов на продолжение карьеры (досрочную отставку, переизбрание либо переназначение).
«Выживаемость» зависит от множества внутренних и внешних факторов: отношений губернатора с московскими группами влияния и полпредством президента в регионе, результатов «Единой России» на местных выборах, количества негативных новостей из субъекта федерации, наличия конфликтов внутри местной элиты и потенциальных кандидатов на замену.
При этом, впрочем, истинная эффективность работы губернатора на социально-экономическом поприще интересует экспертов далеко не в первую очередь. Так уж устроена политическая жизнь России: конъюнктура превалирует над реальной работой.
«Кавказскую политику», разумеется, более всего интересуют главы регионов СКФО. И вдумчивый анализ нового рейтинга сразу обращает внимание на некоторые странности – самая очевидная касается экспертной оценки персоны нового главы Ставрополья Владимира Владимирова.
Опубликован рейтинг был всего спустя две недели после перевода 37-летнего губернатора с Ямала на Северный Кавказ, а эксперты уже присвоили ему «четверку» по критерию «политическая выживаемость». Объясняют это авторы рейтинга двумя следующими факторами: «Сложности проведения избирательной кампании в традиционно депрессивном регионе. Риски возникновения резонансных межнациональных конфликтов».
Столь низких стартовых позиций, как у Владимирова, не было ни у одного из его предшественников. Напомним, что рейтинг составляется шестой год подряд, и в него попадает уже третий глава Ставрополья – однако и Валерий Гаевский, и Валерий Зеренков сразу после назначения получили от экспертов твердые «пятерки» в рейтинге выживаемости. Было это, соответственно, осенью 2008 и осенью 2012 года.
И в обоих случаях, естественно, эксперты «Минченко консалтинга» в числе главных плюсов обоих губернаторов отмечали «недавнее назначение» и наличие «федеральной поддержки». У Гаевского таким «федеральным» патроном был вице-премьер Дмитрий Козак, а у Зеренкова, спустя четыре года, – другой вице-премьер Игорь Сечин. Креатурой Сечина (который ныне возглавляет «Роснефть» – однако, сменив кабинет, не утратил, а только упрочил свое политическое и бизнес-влияние) считается и нынешний глава Ставрополья Владимир Владимиров.
От осинки не родятся апельсинки.
На протяжении губернаторства Валерия Зеренкова и Валерия Гаевского одним из основных факторов нестабильности в крае назывались межэтнические конфликты, а также рост социального протеста. Владимирову, который на посту всего третью неделю, с этим тонким вопросом уже пришлось столкнуться. Вечером в понедельник, 14 октября, прямо под окнами губернаторского кабинета краевые националисты планировали провести «народный сход» в знак поддержки «восставшего Бирюлёво».
Приглашение на акцию (несанкционированную, разумеется) разлетелось по блогосфере мгновенно – национал-патриотический сегмент Интернета на Ставрополье развит очень сильно. МВД даже пришлось выступить в официальным предостережением для потенциальных участников «народного схода»: мол, выйдите на площадь Ленина – и сразу вам административный протокол!
Меры безопасности были предприняты, как привычно в Ставрополе, чрезмерные: неподалеку от места ожидаемого «народного схода» стоял автобус с омоновцами. Боялись, что ли, что националисты пойдут Белый дом штурмовать?!
Тем не менее, в назначенное время на площади обещанных националистами «толп возмущенного русского народа» не было. Правда, полицейские в тот вечер все же задержали 17 человек – превентивно, для проверки документов.
Как правило, именно в таком виртуальном формате и проходят подобные щедро рекламируемые националистами акции на Ставрополье. И это уже повод крепко призадуматься для Владимира Владимирова – а не захотят ли разыграть пресловутую «национальную карту» на грядущих губернаторских выборах. Тем более, что о своем желании участвовать в них уже объявило краевое отделение незарегистрированной «Партии национального большинства «Новая сила».
«Ставрополье избавилось от Зеренкова. Край заслуживает лучшей власти. «Новая сила» начинает консультации по выработке стратегии и позиции на предстоящих в крае губернаторских выборах. Участие нашей партии в этих выборах обязательно состоится. Мы сделаем всё для того, чтобы жители Ставрополья получили возможность реального выбора», – распространили партийцы пресс-релиз спустя два дня после назначения Владимира Владимирова. Фактически, «Новая сила» стала первой в крае партией, которая открыто объявила о губернаторских амбициях.
Дотянуть до сентября.
В преамбуле к «Рейтингу политической выживаемости губернаторов», а также в вышедшем незадолго до этого аналитическом докладе «Политические стратегии кандидатов в губернаторы» агентство «Минченко консалтинг» делает прогнозы относительно нового политического сезона в России 2013-2014 годов. И эксперты отмечают, что политическую конъюнктуру этого сезона задало именно Ставрополье, а точнее, состоявшаяся в крае смена губернатора.
Ставропольский край, отмечают эксперты, стал явным примером того, как стремительно нарастало количество претензий к губернаторам, возглавившим регионы в рамках «финального пакета назначений» 2011-2012 годов (то есть людей, формально из команды Дмитрия Медведева). «Происходит психологическое дозревание до замены некоторых из них, как это произошло в Ставропольском крае», – отмечают авторы доклада.
Новая порция губернаторских выборов в России может состояться не раньше, чем в Единый день голосования – а это второе воскресенье сентября 2014 года. Поэтому оптимальным временем для досрочных замен глав регионов является именно конец 2013 года, считают эксперты. И снова в пример ставят Ставропольский край.
«Это позволяет протестировать назначенного временно исполняющего обязанности, дать ему время для политического и кадрового укрепления, а в случае экстренной необходимости – провести его замену за несколько месяцев до старта избирательной кампании», – говорится в докладе Евгения Минченко сотоварищи.
В числе наиболее вероятных претендентов на скорейшую (до конца текущего года) смену эксперты «Минченко консалтинг» называют шесть губернаторов. Тех, которые получили в последнем рейтинге выживаемости самые низкие баллы.
«Двойки» у губернаторов четырех регионов – главы Кировской области Никиты Белых, алтайского лидера Александра Бердникова, глава Курганской области Олега Богомолова и у Андрея Турчака из Псковской области.
Совсем уж незавидными даже на их фоне кажутся позиции губернаторов, получивших «единицы» Их двое – губернатор Орловской области Александр Козлов и глава Удмуртии Александр Волков.
«Дымовая завеса» над Ставропольем.
«Минченко консалтинг» в своем аналитическом докладе подробно исследует «стиль» прошедших в сентябре-2013 губернаторских избирательных кампаний. И делает прогноз относительно того, какими будут выборы глав регионов в будущем году – учитывая, что стартуют они всего через полгода. Итак, политологи предрекают следующие тенденции:
1. Встречи действующих руководителей региона с президентом и членами правительства,
усиливающие их политический вес;
2. Освещение в СМИ деятельности главы региона как несущий медийный проект кампании.
3. Наличие кандидатов-спойлеров.
4. Ставка на низкую явку;
5. Закулисные договоренности элит, оказывающие большее воздействие на итоговый результат, чем собственно голосование избирателей.
6. «Дымовая завеса». Фокусирование федеральной информационной повестки на предвыборных кампаниях в одном-двух регионах, которые должны заслонить любые скандалы во всех остальных регионах.
Вполне вероятно, что фокус может быть сделан именно на Ставрополье, к которому пристальное внимание федеральных (и даже ряда западных) СМИ было приковано во время губернаторства Валерия Зеренкова. Поводом тогда была межэтническая напряженность – во многом, кстати, подогреваемая извне. Достаточно вспомнить серию документальных фильмов Евгения Попова на телеканале «Россия-1» или статьи в «Московском комсомольце» и других многотиражках.
Вот и сейчас местные группы влияния, которые почувствовали себя ущемленными Владимиром Владимировым, будут разыгрывать против него «межэтническую» карту. Да и все это на фоне глубокой социально-экономической депрессии, в которой пребывает Ставрополье.
Новый губернатор это прекрасно понимает. И уже сейчас принялся формировать в Белом доме избирательный штаб. Внутренней политикой заведует лично преданная ему Ирина Соколова с Ямала. На подходе – еще команда людей, которые займутся информационной политикой. Недаром Владимиров упразднил краевой Комитет по массовым коммуникациям, передав его функции в аппарат правительства (который и возглавляет Соколова).
«Вопрос отсутствия политической конкуренции в Ставропольском крае не так давно ставили ребром. Политическая конкуренция позволит выжить только тем людям, которые являются сильнейшими. Да и свежий взгляд на многие политические процессы очень важен… По крайней мере, еще одного человека оттуда [с Ямала] планирую привезти», – заявил Владимиров журналистам в среду, 16 октября, на открытии завода стройматериалов.
Сейчас решается вопрос с руководством Комитета по делам национальностей и казачества, который при новом раскладе предвыборных сил должен играть на Ставрополье ключевую роль. Возглавивший комитет при Зеренкове Александр Якушев пока остается на своей должности, но, по информации «Кавказской политики», замену ему подыскивают упорно.
«Отличники» классовой борьбы.
Каким же будет новый политический сезон в других регионах Северного Кавказа? Достаточно сказать, что в числе «отличников» в нынешнем рейтинге выживаемости оказались главы сразу трех северокавказских регионов – Чечни, Ингушетии и Дагестана. В то время, как еще в преддверии сентябрьских выборов, к ним у Москвы (да и у местных элит) было много претензий.
В упомянутом выше докладе «Политические стратегии кандидатов в губернаторы» эксперты детально анализируют стратегии работы Юнус-бека Евкурова и Разамана Абдулатипова. В случае с Абдулатиповым эксперты отмечают, что проведенные им назначения в правительстве республики, хотя и не знаменовали собой какой-либо кадровой революции, зато продемонстрировали серьезную независимость главы региона от кланов, доминировавших в регионе до его прихода.
При этом, правда, оказался Абдулатипов не чужд и привычных человеческих страстей: в докладе «Минченко консалтинг» отмечается, что в личностную фазу перешел конфликт главы Дагестана с Сулейманом Керимовым, вынужденного в итоге отказаться от ряда активов внутри республики, переориентировавшись на другие регионы.
В случае с Евкуровым ситуация менее однозначна. Авторы доклада отмечают четыре ключевых фактора, объясняющие его снижающуюся популярность в регионе (и, наоборот, резко возросшую перед выборами популярность главного оппонента – Руслана Аушева).
Во-первых, это отсутствие кадровой стабильности, сплоченной и сработавшейся команды. В то же время, хотя Евкуров не является представителем какого-либо влиятельного ингушского «тейпа», он назначал на заметные посты в республике своих близких родственников. Все это дало повод заговорить о пресловутой «семейственности»: факты клановости и коррупции были озвучены в мае на пресс-конференции ряда ингушских общественных организаций.
Во-вторых, были и явные промахи у Евкурова в сфере внутренней политики. В частности, у него возник острый конфликт с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который вошел в публичную фазу, из-за неразмеченной границы между Ингушетией и Чечней. Также отсутствовали значимые подвижки в постконфликтном урегулировании в Пригородном районе Северной Осетии (что, кстати, активно использовал Руслан Аушев для поддержания собственного рейтинга).
Вместе с тем, все эти серьезные претензии не стали препятствием для Кремля, чтобы рекомендовать Евкурова на новый срок. Столь демонстративное посрамление Москвой критиков Евкурова в итоге и дало ему полное основание считаться политическим «отличником».
Источник: http://govorun26.ru/news/3089
увидел статью подумал сайт перепутал на кавполитру эта статья принадлежит перу антона чаблина.
elias ты хоть пиши чья это статья плагиатор хренов.
@горец равнинный, прошу прощения, взял статью со страниц информационного портала «Говорун 26». Горец, ты меня не правильно понял.
@Elias, Очень интересная статья и очень объективная.Особенно нам дагестанцам интересно в статье о взаимоотношениях АРГ и Сулеймана Керимова. 😀 😆 😛
До Сулеймана Керимова всем остальным вместе взятым дагестанским олигархам ой как далеко

Керимова выжили из Дагестана,надо сказать спс АРГ,хархаров,шихсаидов и махачев достойные сыны Дагестана,уж они жизни и кошелька не пожалеют за родную землю,развал Анжи так же последствие действий наезда на Керимова …