Пока все админы заняты, давайте отвлеченно взглянем на то, как начиналось, проходило и чем закончилось изнасилование Ливии прогрессивным человечеством в лице демократической Европы и не менее демократических Соединенных Штатов, взявших на себя благородную роль спасителей человеческих свобод во всем мире.
Предыстория.
Исторически Ливия включает в себя три больших территориальных образования: Триполитанию, Киренаику и Феццан, между которыми шла постоянная борьба за главенство среди населявших их племен и кланов. Раздробленность и взаимные претензии друг к другу являлись причиной повсеместной бедности и общего упадка.
В 1969 году группой военных во главе с тогда еще молодым и полным энергии харизматичным М. Каддафи был свергнут ливийский король Идрис I. Каддафи провозгласил создание Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии и стал последовательно добиваться ее становления. Объединив страну и сосредоточив в своих руках всю власть, экономику и финансы, Каддафи обеспечил ливийцам довольно высокий уровень жизни населения страны. Но одновременно Джамахирия (власть народа) не допускала создания иных политических партий и движений, а деятельность организаций и группировок исламистского толка пресекалась самым решительным образом.
Высоким уровнем жизни населения Ливия была обязана в первую очередь экспорту энергоресурсов. Поставки за рубеж нефти и газа обеспечивали около 25% валового внутреннего продукта страны и более 95% стоимости национального экспорта. Годовая добыча природного газа составляла около 16 миллиардов кубометров, из которых 60% шли в Европу, а остальной предназначался для внутреннего потребления. Годовая добыча нефти составляла 570 миллионов баррелей, в Европу из них шло 445 миллионов баррелей (78%). Таким образом, Европа чрезвычайно сильно зависела от поставок ливийских энергоресурсов.
Помимо главного игрока – ливийской компании «National Oil Corp.» — в Ливии работали более полусотни иностранных компаний, занятых в выкачивании нефти и газа. Самой крупной из них была итальянская «Эни», чья доля составляла по нефти 17% от общей добычи, а по газу – 12%. Все это «Эни» гнала в Италию по трубопроводу «Зеленый поток» и через единственный газовый портовый терминал Марса-эль-Брега – в Испанию.
В 2010 году ВВП Ливии составлял 79,6 млрд долларов, а реальный прирост ВВП по сравнению с 2009 годом равнялся 3,3%. До 2015 года прогнозировался среднегодовой прирост ВВП 3,5%. Золотовалютные резервы оценивались в 92,78 млрд долларов.
Казалось бы, такое положение вещей, приносящее стабильный доход всем участником высасывания энергоресурсов, могло сохраняться до полного истощения всех природных богатств Ливии, а это наступило бы не скоро. Но увы, мыльный пузырь искусственно перегретой рваческой финансово-экономической политики западных стран лопнул, и наступил мировой финансовый кризис, больно прищемивший гонады демократическим государствам Европы.
А что Каддафи? А Каддафи решил ввести ограничения на деятельность иностранных нефтегазовых корпораций в стране, законодательно снизив уровень их доходов с 52% до 20% от экспорта ливийской нефти. Это еще больше усугубило бы положение Евросоюза.
Каддафи выступил инициатором и нашел солидную поддержку в странах Африки своей идеи о финансово-экономическом объединении африканских государств с введением единой валюты («золотой динар»). Это было реально. И типографии США и Европы, штампующие малообеспеченные копеечные бумажки баксов и евриков вместе с финансово-кредитной системой, вздрогнули.
Каддафи приступил к формированию единой с Россией и Китаем экономической политики, предусматривающей согласованное ценообразование и объем энергопоставок, что привело бы к зависимому положению Запада.
Полковник заявил об отказе от приватизации государственных нефтяных корпораций при участии западного капитала, на что очень рассчитывали европейские бонзы, страстно желавшие заполучить рычаги контроля над нефтегазовым потоком.
Неуступчивость и самостоятельность Каддафи выводило евроамериканских партнеров из себя. Кризис, надо выкарабкиваться и удерживаться на плаву, а тут какой-то полковник не собирается прогибаться под Запад. А еще этот Каддафи неблагоразумно разместил финансовые активы Ливии (общей суммой более 200 млрд долларов) на счетах американских и европейских банков. А ведь сколько собственных финансовых проблем можно решить за счет этих средств! А тут еще Каддафи взял и невежливо послал в трехбуквенное эротическое путешествие мсье Н. Саркози, который выступил было с предложением приватизации французами госпредприятий Ливии.
Короче, пора было действовать.
Подготовка
Авансовый лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама (примечательно, что свою нобелевскую речь Обама посвятил теме «справедливых войн» ) не мог так просто, как тупорылый Буш в Ираке, начать долбить суверенную страну на основе сфальсифицированных данных. Надо было заручиться международной поддержкой и действовать легитимно, чтобы не дать республиканской оппозиции обвинить улыбчивого негра в неэффективности политики и своеволии. И грамотные ребята из соответствующих структур разработали многоходовую комбинацию, в которой главную роль отвели театральной постановке в ООН. И ООН не подвела, последовательно санкционировав сначала политико-экономические меры, а затем и применение силы.
В качестве небольшого отступления, рассмотрим некоторые ключевые даты.
Первые антиправительственные выступления в Ливии начались 15 февраля 2011 года одновременно в Бенгази, Эль-Бейде, Дерне, Адждабии, Шахате, а затем довольно быстро распространились на Триполи, Джадо, Мисурату, Бен Гашир, Гарьян, Аль-Азизию и Яфрин. Мятежникам удалось разгромить полицейские участки и армейские арсеналы и захватить большое количество оружия. Оружие стреляет, и естественно, что появились жертвы.
Уже 25 февраля горемычная жертва минетного скандала Хиллари Клинтон лично привезла в Женеву в Совет ООН по правам человека проект резолюции по Ливии. Тут надо учесть, что проект готовился не только Штатами, но и Великобританией, Германией и Францией, а это дело не одного дня. 26 февраля проект был принят в качестве резолюции СБ ООН № 1970, предусматривающей блокирование финансовых активов Ливии за рубежом, запрет на экспорт оружия, а также запрет на загранпоездки Каддафи и его окружения. Так что уже всего через 10 дней после начала антиправительственных выступлений Каддафи был объявлен вне закона. Завидная оперативность!
Дальше надо было протащить силовую резолюцию под предлогом необходимости создания бесполетных зон над Ливией. Но тут возникли сложности. Как всегда, холода в американскую жопу напустил неугомонный Уго Чавес, который взял, да и предложил создать международную «комиссию мира» для Ливии, в составе которой были бы международные авторитеты и главы государств.
— Ага, щас! – сказали США и Европа, и отвергли предложение Чавеса.
Затем немножко подгадил – кто бы вы думали? – министр обороны США Гейтс, которой возьми и вякни, что, вообще-то, по всем правилам военного искусства, для создания бесполетных зон следует сначала уничтожить ПВО и командные центры Ливии. — Ты дурак, что ли? — сказали Гейтсу в Госдепе – Мы тут усираемся за легитимность, а ты сразу бомбить! Уйди отсюда! – Гейтс ушел, а осадочек остался, надо было как-то решать вопрос.
Третьим ежом в ширинке НАТО стала позиция некоторых стран –членов Лиги арабских государств (ЛАГ), которые не желали, чтобы бесполетная зона создавалась исключительно силами НАТО, выдвигая идею создания совместных западноафриканских арабских сил. Но это категорически не устраивало США и Великобританию, потому что в запланированной дележке ливийского пирога участие арабов как-то не предусматривалось. У них и так есть ОПЕК, которую следовало немного осадить контролем над нефтью и газом Ливии.
Но арабы всегда отличались большой любовью к благам материальным и их удалось купить. О цене договорились в Брюсселе 10 марта, а продажа Ливии состоялась в Каире 11 марта. В результате сделки ЛАГ выступила с единодушной поддержкой западных усилий.
Короче, 17 марта была принята резолюция СБ ООН № 1973. Она устанавливала над Ливией бесполетную зону для ливийской авиации, эмбарго на поставку оружия и (внимание!) применение всех возможных инструментов для защиты гражданского населения Ливии.
Мобилизация.
Строго говоря, все уже было решено еще до принятия Совбезом ООН своих чудесных резолюций. Ливия была обречена еще до начала мятежей. И сами мятежи, начавшиеся 15 февраля были инициированы исключительно с целью логического развития плана по покорению Ливии.
400 военнослужащих Катара и несколько сотен кадровых сотрудников спецслужб Великобритании, США и Саудовской Аравии составили костяк воинствующей оппозиции Ливии, вокруг которой сгруппировались радикально настроенные исламисты, представители некоторых родоплеменных кланов, экстремистски настроенная часть молодежи и выпущенные ими из тюрем уголовники.
Штабом объединенного командования США в Африканской зоне (г. Штутгарт) 27 февраля 2011 года была начата разработка военной операции.
Были подготовлены и развернуты силы специального назначения (около 500 спецназовцев) и два самолета МС-130 на авиабазах Конья (Турция) и Лука (Мальта).
В дополнение к находившейся в Средиземном море группировке 6-го флота США с 3 марта началась переброска через Суэцкий канал части 5-го флота из Индийского океана, а именно двух атомных подлодок, ракетного эсминца «Барри» и двух десантных кораблей «Кирсейдж» и «Понсе» с более чем 800 морскими пехотинцами и десантной группой.
Авиация США, находившаяся на аэродромах Сигонелла и Авиано (Италия), Суда (Греция), Акротирри (Кипр), Инжирлик (Турция) была дополнена боевой и специальной авиацией ВВС и ВМС .
В итоге, американская группировка составила 68 боевых самолетов, 32 вспомогательных летательных аппарата (не считая БЛА) и 8 кораблей с крылатыми ракетами.
Канада на Мальте развернула один полк и 5 отрядов спецназначения. Для них там же находились 4 военно-транспортных самолета. Из кораблей присутствовал фрегат «Шарлоттаун».
Великобритания 26 февраля 2011 года забросила в Ливию около 350 спецназовцев SAS из состава 22 полка, в составе которых более половины имели подготовку авианаводчиков. Одновременно Альбион наращивал мускулы в зоне будущей войны и к моменту нападения на Ливию английские силы составляли: 3 самолета дальнего радиолокационного обнаружения Е-3D (их часто неправильно называют «Аваксы»), 12 истребителей «Торнадо» и «Тайфун» на авиабазе Джоя-дель-Колли, Италия), 9 самолетов-заправщиков VC-10, самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ «Нимрод» (аэродром Акротири, Кипр), два ракетных фрегата «Кэмберленд» и «Вестминстер», ракетная подлодка «Триумф) и госпитальное судно «Аргус».
Франция направила к Ливии авианосец «Шарль де Голль» с ракетными кораблями охранения и сформировала авиационную ударную группировку из истребителей-бомбардировщиков «Мираж-2000» различных модификаций и 6 истребителей «Рафаль», всего 25 самолетов. Ударные самолеты и военно-транспортная авиация были передислоцированы поближе к Ливии на авиабазу Соленцара, Корсика.
Остальные страны, в частности, Германия и Турция, а также арабские государства, главным образом Саудия и Катар, предоставили свою инфраструктуру и транспортные возможности, а также часть военнослужащих и инструкторов в ряды вооруженных формирований Переходного национального совета, численность которых составила более 11 тысяч человек, сведенных в батальоны и бригады.
Мы тут называем сейчас только те силы, который находились непосредственно вблизи и в самой Ливии, однако значительной число ударов наносилось с территорий стран антиливийской коалиции стратегическими бомбардировщиками. Кроме того, уже в ходе нанесения ударов по Ливии силы коалиции продолжали наращиваться ударной авиацией, кораблями и ракетным оружием.
Этой военной мощи противостояло 2 ливийских группировки «Восток» и «Запад» в составе около 20 тысяч ливийских военнослужащих, не считая ливийских ополченцев, на вооружении которых находились 621 танк, бронетранспортеров – 1155, артиллерийских орудий – 180, РСЗО – 72, самолетов (исправных) – 90, военных катеров — 26 и только одна дивизия ПВО в Триполи, вооруженная ЗРК «Квадрат», «Оса-АК» и ЗСУ «Шилка», прикрывающие столицу, военную базу «Ярмук» и аэродром «Майтига» в Триполи. Таким образом, против ударов с воздуха сухопутные войска Ливии оказались практически беззащитны.
Начало
19 марта был нанесен первый удар по Ливии. В 18:50 6 истребителей-бомбардировщиков нанесли удар по колонне правительственных войск Каддафи, двигавшейся к Бенгази, где укрывались добиваемые мятежники, положение которых в результате столкновений с регулярными ливийсими войсками было критическим. А уже через час по Ливии был нанесен массированный удар крылатыми ракетами с 2 кораблей и 3 подводных лодок НАТО (около 100 «Томагавков»). Целями являлись объекты системы ПВО, правительственные и военные объекты.
В дополнение к крылатым ракетам в это время над Ливией появились 3 стратегических бомбардировщика-«невидимки» В-2А, совершившие беспосадочный перелет с авиабазы Уайтмен (Миссури) и обратно. Они сбросили свыше 40 управляемых авиабомб JDAM, и уничтожили пункты управления и комплексы ПВО, хранилище авиационного топлива и авиабазу ливийских войск. Бомбардировщики на подлете прикрывали 12 американских истребителей с авиабазы Авиано (Италия).
До 23 марта система ПВО Ливии была уничтожена систематическими ударами и налетами, и больше самолетам НАТО в небе ничего не угрожало. Поэтому интенсивность ракетно-авиационных ударов продолжала наращиваться вплоть до 26 марта. Основными целями были части и подразделения ливийских войск, важные военные и правительственные объекты и транспортные коммуникации.
С 27 марта авиация НАТО приступила к непосредственной поддержке отрядов мятежников, расчищая тем путь наступления. Таким образом, безмятежно горланящие и орущие банды гопников в тряпье, размахивая оружием и паля в белый свет, как в копеечку, практически беспрепятственно начали движение к столице и ключевым городам. Ливийские войска, встречавшие мятежников огнем, безжалостно стирались с ленты времени непрерывно патрулировавшими над головами мятежников самолетами НАТО. Если самолетов не было, «повстанцы» останавливались и даже отступали, вновь вызывая авиаподдержку, и, после ее прибытия, продолжали победное шествие.
В это же время силы антиливийской коалиции пополнились штурмовиками и ударными вертолетами морской пехоты США. Они были сведены в штурмовые группы, действия которых заключались в последовательном применении по обнаруженным целям. Штурмовики наносили ракетно-бомбовый удар по ливийскому подразделению, разметая его вдребезги, а затем подоспевшие вертолеты подчищали оставшееся, истребляя уцелевших военнослужащих. Эти группы наводились на цели непосредственно авианаводчиками, находившимися в отрядах мятежников.
Штурмовики А-10 вместе с патрульными самолетами Р-3С «Орион» активно применялись для атак на боевые катера Ливии. Так, ими был нанесен удар по патрульному кораблю и двум катерам ливийских ВМС в порту Мисурата, в результате чего корабли были выведены из строя.
28 марта снова состоялся налет американских стратегических бомбардировщиков на Ливию. Два В-1В совершили перелет с авиабазы Элсуорт (Южная Дакота) и бомбами,в том числе JDAM, уничтожили большой склад боеприпасов правительственных войск, находившийся в подземных хранилищах. Бомбардировщики прикрывались британскими истребителями «Торнадо».
Вообще, надо заметить, что в нанесении ударов по Ливии участвовали не только США , Канада, Франция и Великобритания. Хорошо порезвились летчики Бельгии, Дании, Италии, Иордании, Испании, Норвегии, Канады, ОАЭ, Катара. Всего в начале операции было сделано свыше 1600 авиавылетов и только дорогущих управляемых авиабомб сброшено больше 2000. А простые бомбы и НУРС – кто их считал?
Интересной особенностью в применении стратегических бомбардировщиков являлось то, что они прилетали только с территории США, а знаменитые ветераны В-52Н вообще не применялись. Кроме того, занимательным оказалось применение «корабля-арсенала», то есть , в его качестве выступала бывшая подводная лодка с баллистическими ракетами «Огайо», которую переделали под ракетную платформу для сотни «Томагавков» и назвали просто и незатейливо «Переоборудованная Огайо».
Продолжение следует
Админ, как думаешь Сирию «дожмут» или Иран становиться главной целью?
Каддафи настоящее олицетворение храбрости ,стойкости и непревзойденного героизма!
Ему хватило мужества выступить в одиночку ,против зловонной клики либерального каганата ,хотя вприницпе я думаю что он (изначально) отчётливо осознавал что шансов у него практически нет ,и даже если он добровольно откажется от власти ,ему всё равно будет уготована судьба Саддама.
По крайней мере имя этого человека прочно вошло в историю ибо он стал заслуженным кумиром для миллионов людей , а имена тех ублюдков которые возглавляли так называемую повстанческую аПоЗицию … никто завтра и не вспомнет.
Этот полковник финансировал боевиков на Кавказе… Бог не фраер, все видит… Посему был пойман, отпизжен и опущен…