Россия официально уведомила Парламентскую ассамблею Совета Европы о приостановке участия в этой организации до снятия санкций против российской делегации.
В апреле ПАСЕ приняла антироссийскую резолюцию в связи с присоединением Крыма к России и исключила российскую делегацию из руководящих органов ассамблеи — из бюро ПАСЕ, президентского комитета и постоянного комитета. ПАСЕ также лишила делегацию Россию права голоса и участия в миссиях наблюдателей на выборах. Эти санкции распространяются на 2014 г. Вслед за этим Госдума приняла заявление о невозможности возобновления диалога в рамках ПАСЕ, пока в отношении России действуют санкции. Россия покинула весеннюю сессию ПАСЕ в знак протеста.
25 января 2006 года ассамблея резко раскритиковала российский закон о некоммерческих организациях и заявила о «преследованиях НКО со стороны административных и правоохранительных органов». Одновременно ПАСЕ приняла резолюцию с осуждением преступлений коммунистических режимов, которая изначально предполагала признание нелегитимными решений советских властей и запрет на использование коммунистических символов. Россия добилась исключения этих пунктов.
В январе 2008 года часть делегатов ПАСЕ выступила против назначения главой организации россиянина Михаила Маргелова, претендовавшего на должность по принципу ротации. В итоге Москва согласилась на изменение принципа ротации в обмен на отказ от приглашения на сессию ассамблеи президента Грузии Михаила Саакашвили. 21 января ПАСЕ возглавил испанец Луис Мария де Пуч. Но ПАСЕ нарушила соглашение и, вопреки договоренностям, господин Саакашвили все же был приглашен в Страсбург и выступил перед ассамблеей.
Грузинская тема продолжилась 2 октября 2008 года, когда ПАСЕ приняла резолюцию о войне между Россией и Грузией. В ней было заявлено, что «российский контрудар не отвечал принципам международного права».
Также в ПАСЕ неоднократно поднимался вопрос нарушений на выборах в России. Так, 14 апреля 2008 года на заседании ассамблеи выступил швейцарец Андреас Гросс, возглавлявший наблюдателей за президентской кампанией, победу в которой одержал Дмитрий Медведев. Он заявил, что «выборы в России не были ни свободными, ни справедливыми».
Между тем решение ПАСЕ уже вызвало осознание самими европапарламентариями того факта, что по всей видимости, бюджет Ассамблеи будет значительно урезан в связи с возможным отказом России делать взносы, а возможно, и требованием вернуть январский взнос, составляющий свыше 22 миллионов евро в год. Собственно, какой смысл пребывания в явно антироссийском сборище, да еще и платы за это, если Россия теряет возможность голоса и влияния на решения Ассамблеи? Как нам видится, смысла в этом нету абсолютно.
Сэкономленные в этом случае средства с успехом могут быть использованы для российских бюджетных расходов.