Нагорный Карабах
Когда речь заходит о Нагорном Карабахе, почему-то в мыслях предстают два соседа — Россия и Турция, которые удерживают за шиворот рвущихся друг к другу задиристых мальчишек, жаждущих расквасить друг другу носы. Но поговорим все-таки серьезно…
В отношениях между Арменией, Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) – с одной стороны и Азербайджаном – с другой, наметился новый виток роста напряженности, чему во многом способствуют продолжающиеся информационные кампании по инициированию эскалации Карабахского конфликта, пропаганде реванша Азербайджана над Арменией. В этой связи задача противодействия реваншистской пропаганде, призывающей к эскалации конфликта, новой войне в регионе, является сегодня чрезвычайно актуальной.
Начало Карабахскому конфликту – одному из первых еще на территории бывшего Советского Союза, было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором 99,89 процентов высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля со стороны Азербайджана не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами – 20 процентов территории страны. Война завершилась только в мае 1994 года подписанием Азербайджаном, Арменией и НКР «Соглашения о бессрочном прекращении огня». С подписанием данного соглашения де-юре закончилось самое масштабное по числу жертв, разрушений, экономическому и моральному ущербу межнациональное столкновение на постсоветском пространстве: с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.
Но де-факто война между Азербайджаном и Арменией, НКР в 1994 году не закончилась. Несмотря на все усилия посредников из Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция, «Карабахский узел» далек от развязывания. Более того, как считают эксперты, в настоящее время обстановка в регионе чревата эскалацией конфликта. Сегодня идея войны в регионе, как говорят, прямо «витает в воздухе». По заявлению министра обороны НКР Мовсеса Акопяна в первом полугодии текущего года число случаев нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось вдвое, а число диверсий – вчетверо. В первом полугодии прошлого года азербайджанская сторона предприняла два диверсионных действия, а в этом году их зафиксировано четыре.
Подобные провокации со стороны Азербайджана направлены на достижение ряда военных и политических целей как для внутреннего, так и внешнеполитического использования, таких, в частности, как:
— выявление уровня боеготовности и боеспособности подразделений вооруженных сил НКР и Армении, системы обороны, режима охраны государственной границы Армении, насыщенности линий инженерно-технических сооружений огневыми средствами, тактики и оперативности реагирования подразделений Армии обороны Карабаха и вооруженных сил Армении;
— списание на периодические боестолкновения и перестрелки, снайперский огонь небоевых потерь среди личного состава вооруженных сил Азербайджана;
— преподнесение азербайджанскому обществу подобных боевых действий как индикатора наращивания военной силы и в оправдание несоответствия заявленных темпов роста экономики Азербайджана с реальным улучшением социально-экономического положения широких слоев населения страны;
— поддержание в азербайджанском обществе психологического «состояния войны», о снижении уровня которого, особенно у современной азербайджанской молодежи, заявляют реваншистски настроенные организации и отдельные активисты;
— оправдание авторитаризма во внутренней политике, имеющихся ограничений деятельности общественно-политических, правозащитных организаций, свободы выражения мнения гражданами Азербайджана, а также их возможного ужесточения в дальнейшем;
— привлечение внимания международного сообщества на проблеме нерешенности Нагорно-Карабахского конфликта.
Новый виток роста напряженности в зоне Нагорно-Карабахского конфликта сопровождается информационными кампаниями со стороны Азербайджана по инициированию эскалации конфликта, пропаганде реванша над Арменией. Из Баку систематически раздаются заявления о готовности силой покончить с затянувшимся противостоянием, заверения, что Азербайджан способен расправиться со своими противниками буквально за считанные дни. В сознание азербайджанцев усиленно и настойчиво внушается мысль о реванше над ненавистными армянами, удерживающих 20 процентов территории их страны. При этом представители азербайджанских вооруженных сил хвастливо заявляют, что они могут «освободить» Карабах и оккупированные армянами эти 20 процентов территории за 10 суток.
В одной упряжке по пропаганда официальным Баку реванша, эскалации военной ситуации в зоне Нагорно-Карабахского конфликта работает исламская оппозиция, о чем свидетельствуют призывы Исламской партии Азербайджана объявить в стране военное положение и джихад, создание «Организации исламского карабахского сопротивления», действующей параллельно со «светскими» организациями подобного толка, самой активной и одиозной из которых является, пожалуй, «Организация освобождения Карабаха».
Объективный анализ ситуации свидетельствует, что сценарий эскалации напряженности в зоне Нагорно-Карабахского конфликта и его пропаганда выгодны только азербайджанской стороне, так как:
Во-первых, эта эскалация приведет к утрате всех политико-дипломатических наработок и достижений армянской дипломатии последних 20 лет по разъяснению своей позиции, видения перспектив и исторической подоплеки НКК;
Во-вторых, эскалация конфликта является иррациональной с военной и политической точек зрения. Никакого практического смысла в изменении имеющейся и устоявшейся конфигурации линии противостояния у армянских сторон нет – она сейчас наиболее оптимальна для минимизации затрат на оборону – мобилизационных и технических. Баланс сил в настоящее время в значительной степени обеспечивается за счет наличия у армянских сторон современной и насыщенной инженерно-технической инфраструктуры глубоко эшелонированной обороны. Выход за эту линию приведет к нежелательному, а может быть, и катастрофическому для Армении и НКР изменению баланса сил в пользу Азербайджана;
В-третьих, эскалация полностью расходится с установкой Еревана и Степанакерта на достижение признания независимости НКР через широкую демократизацию власти и общества, что выгодно отличает Нагорный Карабах от тенденции к усилению авторитарных методов правления в Азербайджане;
В-четвертых, возобновление боевых действий армянскими сторонами приведет к большому напряжению их экономик, резкому ухудшению социально-экономического и морально-психологического положения и состояния населения. Чтобы эта ситуация не вылилась в неконтролируемые политические процессы, обществу должна быть представлена очень веская мотивация возобновления войны, поставлены и разъяснены цели и задачи, которых – объективных и реальных – в настоящее время нет.
К тому же реальный расклад политических сил в Армении и Нагорно-Карабахской Республике, свободное функционирование оппозиционных партий и движений, демократическая процедура передачи власти по результатам выборов, а не по династическим резонам, не генерирует, в отличие от Азербайджана, опасности нарушения внутриполитической стабильности, не провоцирует необходимости искусственного переноса внимания армянского общества на ситуацию в зоне конфликта и не требует повода для ужесточения контроля над общественно-политической жизнью в стране в виде «нахождения в состоянии войны».
По большому же счету независимые эксперты предсказывают «катастрофический исход любого из возможных сценариев нового военного столкновения вокруг Нагорного Карабаха, в котором не будет победителей и в очередном омуте очередного братоубийственного противостояния проиграют все».
Противодействию пропаганде реванша Азербайджана над Арменией, предупреждению эскалации конфликта между ними, мирному урегулированию конфликта во многом способствуют позиция и призывы соседних государств – России и Турции.
«Мы считаем недопустимой дальнейшую эскалацию напряженности и призываем обе стороны продолжать усилия, которые направлены на разрешение конфликта мирным путем с использованием политико-дипломатических средств на основе принципов не применения силы или угрозы силы, территориальной целостности, равноправия и права нации на самоопределение», — заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
«Эскалация напряженности между Арменией и Азербайджаном может привести к серьезным и необратимым последствиям. Существующее положение в регионе, опирающееся на тонкую и хрупкую основу, не отвечает интересам ни одной из сторон, и только способствует углублению ран», — отмечается в заявлении МИД Турции.
Анкара обратилась с призывом ко всем сторонам конфликта с призывом принять необходимые меры для мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Ирландии Имон Гилмор призвал стороны Нагорно-Карабахского конфликта воздержаться от применения силы или угрозы ее применения. «Этот конфликт невозможно решить силовым путем или угрозой применения силы. Пришло время строить доверие, и вовлеченные стороны должны проявить волю. Ереван и Баку должны подтвердить и придать новое содержание своим заявлениям и вести переговоры вокруг основных принципов решения конфликта», — сказал Гилмор на пресс-конференции в Ереване.
За разрядку напряженности в регионе, против эскалации Нагорно-Карабахского конфликта и за мирное урегулирование споров на основе удовлетворения требований обеих сторон выступает НАТО. Госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что формат переговоров по Карабаху в рамках Минской группы ОБСЕ, при сопредседательстве США, России и Франции, не подвергается сомнениям и остается базовым элементом переговорных усилий по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта.
Таким образом, является очевидным, что в информационном противоборстве за Нагорный Карабах тон задает Азербайджан и его позиция не находит поддержки у соседей и мирового сообщества.. Очевидным является и то, что эскалация напряженности в зоне конфликта на фоне продолжения гонки вооружения в Азербайджане, дополненная пропагандой военного реванша и насаждением в умы азербайджанцев образа армянина-врага опасна тем, что очень скоро она может войти в режим слабо контролируемого властями Азербайджана ускорения и саморазгона.
Формирование же в ходе информационных кампаний по эскалации конфликта обманчивого ощущения военного превосходства в атмосфере военно-праздничной эйфории, но в отрыве от реалий и тенденций в региональной и глобальной политике, высказываемых ведущими державами и международными организациями предостережений от необдуманных шагов, может ввести руководство Азербайджана в соблазн практического применения силы в зоне конфликта, что будет иметь самые негативные результаты. В Степанакерте, например, уверены, что в случае начала новой войны, карабахские танки через две недели будут в Баку.
Хорошим уроком для Баку в этом отношении может послужить и печальный опыт руководства соседней Грузии, пережившего подобное психоэмоциональное состояние накануне войны в августе 2008 года.
А.Новик для kavkazpress.info
Чью сторону займет Россия, если случится конфликт?
@Нестерук:
Армении, вестимо
@ASLR:
нет, конечно, оффициально сторону «мирного урегулирование, взаимного прекращения огня и дипломатического диалога» и все такое.
Но так то Армения нам ближе чем обмороженные азеры.
Конфликт ИСЛАМА(в большинстве фанатичный , милитаристический) и ХРИСТИЯНСТВО ….
Турецкие фанатики до сих пор не побеждали никогда Росия — думаю так и останется.
@bulgarian:
один раз турки побеждали — Прутский поход
Ваш представитель, Йонко Тотевски, активно противостоит России в Трансднистрии. Он сторонник Румынии и Турции.
Йонко Тотевски — етого в Болгарии миро-неивестный человек…. 😉