Прочитав на вашем сайте статью автора YuzhdagovskyDervish об Аваро-Кахетинской дороге, точней пока о планах ее строительства. У меня возникли вопросы к статье и к автору частности, которые в отдельном комментарии никак не уместились бы. Я решился написать статью где попытаюсь разобрать и обосновать важность и целесообразность создания этой дороги.
Насчет того, что информации о дороге и данных по точному маршруту пока нет, согласен, тогда и делать общие выводы по цене и другим данным трудно, да дорога пройдет по крутым и отвесным хребтам, да уйдет много средств и времени. Но в таких горных и труднодоступных местах строительство дорог тоннелей или прокладка труб всегда большой и долгий труд. Да учитывая, что мы в Дагестане, где бюджетные деньги и так улетают в трубу каждый день, мы наверняка знаем, что и на строительстве этой дороги не все будет прозрачно, вряд ли наоборот, но как много реально больших проектов республиканского масштаба создано у нас с 1991 года? Совсем ничего, даже перечислять неловко.
Из России в Грузию.
Далее автор говорит, что есть три более удобные дороги из России в Грузию. Верно, из России, но не из Дагестана собственно! Во-первых, из трех нормально функционируют только две, граница между Абхазией и Грузией после известных событий 2008 года закрыта, есть пешеходный переход, который можно пересечь со стороны Грузии при условии обратного перехода там же. Через эту границу нет ни нормальных автодорог ни тем более регулярного жд сообщения. Подробно о перипетиях прохождения Грузино-Абхазской границы можете прочитать здесь (http://puerrtto.livejournal.com/577496.html).
Остаётся только две дороги. Далее, ехать в Грузию через Азербайджан можно и нужно только в том случае, если дорога через Осетию закрыта по причине снегопада, а такое случается не редко. Я сам проезжал через эту дорогу в 2011 году и скажу вам при сильном снегопаде, участок между Казбеги и Верхним Ларсом будут убирать не один день. Но если с погодой все нормально, то извините вы допустим поедете из Махачкалы в Тбилиси через Осетию (это 474км), либо через Баку (это 924км) ?? Вопрос риторический.
Поэтому реально Дагестан с Грузией связывает одна дорога через Осетию, которая бесспорно хороша, по крайней мере на Грузинском участке дорога уложена свежим асфальтом, но эта дорога работоспособна не всегда и в случае открытия Аваро-Кахетинской дороги будет длинней. В среднем на 100 км, может чуть больше, может чуть меньше, но она будет короче точно! Дорога в Грузию через Азербайджан сегодня как экстренный вариант, но уж слишком длинный путь. Это дорога в два раза длинней чем проектная длина дороги через Аварию.
Кому же нужна дорога?
Насчет экономических и политических выгод. Эти выгоды получат не только Шамильский, Тляратинский и Цунтинский районы, а также все другие аварские районы и вообще весь Дагестан, будет ближе быстрее и дешевле выезжать из республики не только в Грузию, но и далее в Турцию и Армению. А еще не стоить забывать о Дагестанцах в Белоканах и Закаталах для них новая дорога также в два раза сокращает путь в Республику. Дорога из Дагестана и вообще с Каспийского берега на Черноморское побережье так же сократиться. Дагестан в логистике и транзитном перевозе товаров станет более удобным и выгодным регионом. В современно мире граничащие друг с другом страны и регионы связывают много дорог, как автомобильных, так и железнодорожных, и воздушных и т.д. Если Дагестан собирается развиваться, он не должен стоять на месте. Мы по факту граничим с двумя зарубежными странами, но по сути только с Азербайджаном, потому что с Грузией нет никакой связи напрямую. По факту того, что нужно строить и расширять более важные и загруженные дороги, то да, я с автором согласен на все сто. Дорога от Азербайджана до Чечни должна быть как минимум 4-х полосной, как и в вышеперечисленных республиках. Дороги в городах и районах также не менее важны. Но это немного другой вопрос, что нужно делать сперва, а что потом. Но если говорить, нужно ли строить или не нужно, то мое мнение однозначно нужно!
Дорога через Рутульский район?
Ну нет, здесь автор более всего и ошибается. Давайте разберем этот маршрут? Рутульский район граничит с 8 районами, но лишь только в один Ахтынский район, имеется автомобильная дорога которая ведет далее в Докузпаринский и Магарамкентский районы соединяясь с федеральной трассой М-29 совсем недалеко от……Азербайджанской границы на Самуре. Поняли? Это дорога пересекая Рутульский район, на карте образует огромный зигзаг. Что бы этого не произошло придется строить две высокогорные дороги, одна будет собственно из Азербайджана в Рутульский район, другая из Рутула в другой Дагестанский район, скорей всего в Лакский. Но в таком случае придется делать двойную работу, сначала дороге придется пересечь Главный Кавказский хребет, а потом еще и Самурский хребет, который отделяет Рутульский район от всего Горного Дагестана. Такая дорога будет стоить дороже, она будет немного длиннее и время на ее прохождение существенно увеличиться. К тому же не совсем ясно будет ли Азербайджан «в деле», который на долгие десятилетия заморозил постройку дороги из Закатал в Дагестан, боясь скорей всего усиления национального движения и активности проживающих там Дагестанцев.
Что же все-таки дорога даст?
Дорога даст свой эффект, может не в первый год может не сразу, но даст. И России, и Дагестану тем более. Почему же Грузия не очень дружественна? Для России в целом может быть и не дружественна, но не для Дагестана. Для всех жителей Северокавказских республик визы уже как несколько лет отменены. Я лично провел в Грузии несколько дней, и никакого дискомфорта или агрессии со стороны местных людей или правоохранительных органов не испытал.
Естественно дорога даст поддержку не только нескольким районам Дагестана, она даст поддержку всему Дагестану. Дорога ведь сократит не только дорогу в Грузию, но и в Турцию, например. Можно с уверенностью сказать, что появятся регулярное автобусное сообщение с Грузией и Турцией. Люди станут больше и активней ездить. Так же любая граница имеет эффект разницы, когда по ту или иную сторону границы что-то в разы дешевле. Например, по личному опыту скажу, что одежда и вообще многие бытовые вещи в Грузии действительно дешевле. Во много раз дешевле фрукты. Дешевле обходится ремонт и сервис автомобилей, да много чего еще.
На карте: Черно-Красные точки это Махачкала и Тбилиси соответственно.
Черным обозначен маршрут Аваро-Кахетинской дороги.
Фиолетовым — Дорога через Осетию.
Синим — Дорога через Азербайджан.
Бюджетные деньги?
Может быть данный проект является очередной «тропой» к распилу? Согласен с автором, может быть и так. Но давайте подождем, и посмотрим, как будут строить дорогу, какого качества она будет, как долго займет весь процесс. Как бы то было, если в итоге за дорогу возьмутся и построят ее в более-менее пригодном виде, то от этого выиграет вся Республика, а не только три горных района. Уж слишком много наши чиновники говорят и слишком мало делают, тем более что-то реально масштабное как сооружение дороги в соседнее государство!
вот нормальна позитивная статья
а то это дервиш hуяПлет чанду писал
от дороги какая она не была это всегда только плюс
рейтинг 25 балов
Спасибо. Я нашел его статью….скажем так не до конца разобранную! Хорошо если он сам вступит в диалог и аргументирует как-то.
Что за рейтинг?
рейтинг четкого пацана 😆
смершианин.. ты как всегда на высоте высот -))
тю тю скажи сглазишь еше
тю тю
да не на меня
больше эмоциональности чем фактов и сравнений.. Может она и нужна, всё таки любая дорога хороша…но когда есть необходимость.. Если есть потом и транзит проходит через большие объезды, то да, это необходимость.. а если только чтоб была дорога, а средства нужны наши, с нашего бюджета, и зажимать будут нас.. то сразу встаёт вопрос о необходимости… Абсолютно не против чтоб проложили дороги во все ти Дагестанские горные районы, .. но в грузию..даже если она станет дружественной, то не знаю какая необходимость.. Я конечно не спец по товарообороту между нами и грузией, может и есть такая необходимость, но из тех фактов что выложено — меня это не убедило..
Ну я не говорю что она нужна прямо сейчас. Много чего не нужно прямо сейчас. В дороге нет такой необходимости как она в других вещах. Нам нужны детские сады, новые школы и современные больницы и тд. Плюс это дорога как раз пройдет в основном по Дагестану. Если факты не убеждают, то хозяин барин) Это всего лишь мой взгляд.
В социально-экономическом плане дорога очень важна и нужна, но политический аспект делает её не реализуемой!
так я как раз таки социально экономический аспект хочу лицезреть в фактах и в сравнениях.. Сколько на неё уходит, окупаемость, расходная часть при обслуживании. и т д.. Всё таки наши поверхностные расчёты и пожелания это одно.. а вот факты и цифры, это вещи упёртые…
Лицезреть все мы хотим) Я ведь в самом начале написал, что пока нет данных делать какие то выводы трудно. Не читали значит внимательно ❗
Читал уважаемый , ещё как читал , и каждую букву -)) Смысл моих слов вообще не заключается в опровержении именно вашей статьи или ваших слов.. Я как бы в общем высказал своё желание познать для себя необходимость этого проекта, ибо опровергать, или поодержать этот проект — мне не на что опереться.. Вот по этому это было не утверждение, а просто вопрос , вопрос в ращиренном виде чтоб потом не переспрашивать каждую мелочь !
просто вы говорите о выгоде… значит что то знаете и на много больше чем я , вот и хотел это всё видеть в цифрах, чтоб потом мог и проверить и самому сравнить !
стройте дорогу народ и я не против
вала мне не жалко бюджетные деньги
он с экономил миллиарды
после ухода нас, дела наши будут говорит о хорошем
как построенные дороги, колодцы, мечети, хорошие дети
годами другие главы воровали и не чего не оставили народу
пусть луче дороги останутся, будем ехать в грузию за мандаринами и красивыми невестами )))
да там и в азербаджан можно походу дорогу проложить рядом граница
Одно маленькое замечание — строительство дороги в горах это буровзрывные работы. А эта отрасль в республике замерла в своём развитии уже лет 15-20 как. Все организации, этим занимающиеся, работают по технологии второй половины прошлого века и на морально и физически устаревшей технике. Их, за исключением одной-двух, и организациями называть слишком почётно. Шарашкины конторы, артельки кустарей.
Это я вам говорю как человек, вынужденный искать работу в этой сфере за тридевять земель от Родины. Потому что осточертело в 21м веке работать на «паровозах» вместо современных машин.
Уважаемый автор, извините но статья ангажированная. Доказательства.
1. Район грузии куда будет выходить дорога , практически не имеет своих дорог, и гарантий ,что грузия захочет строить продолжение на своей территории нет, а всвязи с экономическим положением Грузии скорее всего и не будет.
2.Вы пишите , что у Дагестана нет своей дороги в Грузию, разве Дагестан уже вышел из состава России?
3. С точки зрения логистики, строительство дороги Абсурд. компании занимающиеся перевозками не направят грузы через небезопасные районы при имеющихся спокойных маршрутов, при разнице в 100 км до Махачкалы, а не до основных районов доставки -России, Украины, Европы. Дагестан неявляется крупным импортером.
4. Участков дороги со сложно дорожнопогодными условиями будет гораздо больше , изза того что кавказский хребет на данном участе гораздо шире чем в районе верхнего Ларса. соответственно данная дорога будет не работать изза погодных условий практически по полгода.
Да и скоростной режим будет меньшим. Соответственно по времени дорога будет занимать большее время.
Одно слово — дорога в никуда , точнее дорога денег в карманы чинуш.
присоединяюсь к Вам. Хочу услышать ответы на эти вопросы.
И еще — прежде чем на дорогу будут выделены деньги, должна быть проведена большая работа. в том числе и обоснование инвестиций — расчет экономических + и -. соотношение затрат и предполагаемых прибылей, и еще общественные слушания проектной документации в газетах (возможно Дагестанская правда) и на ТВ с проведением собрания общественных организаций с протоколом и оглашением официальных результатов.
грузия вступает в евросоюз как вы знаете . с намёком на перспективу расширения ес
Уважаемый driver, попробую ответить по пунктам.
1) Это дорога априори не может быть «большим проектом», потому что она охватывает не всю республику, а лишь три района.
2) Почему нельзя в таком случае в качестве большого проекта запустить строительство высококачественных дорог сначала в городах а также реконструкция М29
3) Учитывая, что в Тлярете уже запустили асфальтный завод, понятно для чего всё это делается, это инвестиции бюджетных средств в собственный карман. Это подряды на строительство дороги, это деньги на инфраструктуру, это махинации с отчётами, это просто способ «присосаться к денежной трубе» при этом помогая родному району, где тебе никто ничего не скажет.
4) Зачем строить дорогу через хребет, если очень хорошая дорога через Осетию длиннее всего на 100 км, к тому же правительство РФ очень заинтересовано в поддержке Южной Осетии. Если и пойдут какие-то грузы из Грузии,то правительство РФ захочет. чтоб они пошли именно через Осетию, а не через Тлярату.
5) Какой смысл строить дорогу через хребет к границе Грузии, если грузины ещё даже не заикнулись о том, что продолжать дорогу на своей территории. Или вы думаете что они построят дорогу, чтоб дагестанцы быстрее добирались до Турции? Фактически АРГ строит тупиковую дорогу.
6) Что даст сокращение дороги до Турции на 100 км? Абсолютно ничего. Товары из Турции на наши вещевые рынки всё равно будут доставляться через Баку.
7) Что бы фрукты и у нас были дешёвыми нужно активнее заниматься собственным производством. Почему бы активнее не субсидировать своего дагестанского сельхоз производителя, адресно поддержать тех, кто сажает фруктовые сады и привозить фрукты и овощи на рынок? У нас разве климатические условия хуже, чем в Грузии? Почему бы, например, не возродить с помощью субсидий совхоз Герейханова, знаменитый в прошлом производитель фруктов. Или Аварокахетинская дорога строиться для того чтобы поддержать грузинского сельхозпроизводителя?
8) Вы не убедили, уважаемый driver, и с Рутульским районом. Никто не говорил, чтоб строили через Самурских хребет, есть и более удобные маршруты. Речь о том, что в Рутульском районе, как и во многих других районах Юждага, ко многим сёлам нет даже грунтовой дороги. 15 сёл Рутульского района обслуживает одна электроподстанция, практически не бывает света даже летом, не говоря уже о зиме. Зимой во многие сёла можно только пешком добраться. Почему бы сначала не решить такие жизненные проблемы?
9) Уважаемый driver, можете вы объясните зачем нам нужно сокращать дорогу к Чёрному морю. Зачем? Мы что собираемся каждый день ездить туда купаться? А как же тогда Каспий, он разве хуже Чёрного? Если вы имеете ввиду порты Чёрного моря, так Новороссийск находится совершенно в другом направлении. Зачем нам грузинское побережье Чёрного моря?
10) driver предлагает нам тупо подождать пока дорогу построят, понаблюдать. Ну подождём… И что потом? Деньги бюджетные угрохают в огромном количестве, а потом их ведь не вернуть. В этом и проблемы наши — ждём и надеемся на чинушей всяких, а они плевали на народ.
P.s. на многие вопросы ответил Pasha, за что ему от меня лично респект и уважуха.
Есть такая сказка, не помню автора, но смысл в том, что было село, которое находилось глубоко в лесу и до него не мог добраться помещик, которому оно принадлежало. Однажды, попав в это село, он сказал крестьянам, что если не хотят платить оброк, то пусть хотя бы просеку рубят. В итоге они вырубили в лесу дорогу, по которой помещик смог приезжать в это село и собирать с крестьян налоги. А вот я думаю : не станет ли эта короткая дорога каналом поставки боевиков, оружия и всего нехорошего со стороны проамериканской Грузии к нам? Сейчас мы изолированы от них естественным образом — хребтом. А что будет потом?
Мдяя) Тысяча мнений, я вообще то как-то раз слышал что будут строить дорогу в этом направлении….потом забыл и увидел эту статью и решил поделиться своим мнением….Мнение может быть где-то право где-то не очень…..С чем то я с вами в комментариях согласен в чем-то нет….Но чтобы она была ангажирована или эмоциональна? Думаю абсолютно нет…И я и мы все не в планировке не в строительстве дорог заняты не будем….Поэтому в большинстве своем только личные обсуждения….
Но как автор постараюсь ответить на ваши вопросы по порядку иншааАллаh!
Pasha отвечаю вам
01_Район Грузии в который выходит дорога называется Кахетия, я там был в 2011 году проезжая из Закатал в Тбилиси…..Пересекая границу Азербайджана и Грузии сразу попадете в Лагодехи маааленький городок, так вот оттуда главная дорога до Тбилиси 160км, она двухполосна и уложена хорошим асфальтом. Это я как свидетель говорю) Поэтому хорошая дорога там есть, насчет других не знаю не видел, но самая важная дорога которая практически полностью войдет в новую дорогу уже есть. Гарантий что Грузия будет строить там новые дороги я никому не давал)) Вообще по Грузию в целом очень много новых дорог, поэтому если все у них сложится, думаю они все дороги обновят. Поживем увидем!
02_Я написал что из Дагестана в Грузию напрямую дорог нет, да это так. И я не намекал или имел ввиду что мы вышли из состава России. А что Дагестан не может развиваться самолично? Все что делает экономику Дагестана сильней делает сильней и экономику России, образно конечно, но ведь верно!
нет, не верно, уважаемый. Подменяете понятия по ходу — Дагестан не может самолично развиваться за счет федеральных денег. В том то и весь смысл — деньги не республиканские и ресурсы, которые будут задействованы тоже не даговские — слишком масштабно строительство. Потому и цель должна быть не местечковая. Я как житель республики, не вижу смысла тратить деньги сейчас на эту дорогу, при этом не приведя в порядок две трассы соединяющие Дагестан с Россией — по одной не проедешь — застрянешь на мосте-рынке Хаса, по другой свернешь шею в Ногайской степи. К чему бурить хребет, если в республику нет достойной дороги? а ведь это стратегически важные две дороги — не забываем про южную границу, порт и сейчас еще прочитала про организацию ВКО (система военно-космической обороны) — и республика входит в эту систему. Ваши экономические выводы меня не впечатлили… Что скажите?
Уважаемыая Meri, А я что ранее сказал, что нужно строить дорогу через хребет, оставив в разрухе трассу м-29? или не строить больницы школы детсады и строить «местный БАМ»!?
Насчет того что Дагестан не может развиваться самолично на деньги своего бюджета только если не с федерального, то кто в этом виноват, не Москва ли в самую первую и главную очередь?? 🙂
Поэтому и Вам и Всем напишу еще раз….Я не ратую за немедленное строительство дороги в ущерб другим более важным дорогам или объектам. Я не защищаю Чинуш и тех собирается ее планировать или строить. Просто мое личное мнение по поводу что может принести нам эта дорога. Если мои экономические или любые другие выводы Вас (Meri) или Вас (читатели) не впечатляют, то что я могу сделать?)) У каждого свой взгляд, менять его я не собираюсь, просто обсуждаю и размышляю над про и анти доводами. Рамадан Карим)
03_»С точки зрения логистики, строительство дороги Абсурд. компании занимающиеся перевозками не направят грузы через небезопасные районы при имеющихся спокойных маршрутов, при разнице в 100 км до Махачкалы, а не до основных районов доставки -России, Украины, Европы. Дагестан неявляется крупным импортером.» — Здесь я с вами в общем согласен, НО а что Дагестан не собирается быть крупным импортером? он не собирается быть спокойным и удобным для перевозчиков? Или вы этого уже не ждете и на это даже не надеетесь….Я не политик или приближенный верхов чтобы знать ситуацию в Дагестане наперед, я вообще не в Дагестане даже сейчас…Но надеюсь что все будет хорошо и спокойно, тогда такие проекты и дороги окажутся как раз кстати!
04_Участков со сложнопогодными условиями будет больше да, но если грамотно спланировать маршрут, сделать где-надо небольшие тоннели то думаю эта дорога будет не гораздо трудней для проезда и не полгода это точно. И еще Главный Кавказский хребет шире намного на востоке чем в центре, но дорогу строят ведь не через весь хребет, дорогу строят между Бежтой и Кварели меджу ними по прямой…..30км….Не знаю сколько выйдет в итоге но это совсем немного…..Да Бежты и Тляраты есть дорога по руслу Аварского Койсу, ее нужно улучшить и все. В Шамильский район можно хоть зимой ехать, я сколько раз ехал даже снега не видно толком.
Скоростной режим будет меньшим?…..Может быть и будет, но главное уж качество дороги, на участке между Ларсом и Казбеги тоже скорости нет, особенно зимой.
«…между Бежтой и Кварели меджу ними по прямой…..30км….Не знаю сколько выйдет в итоге но это совсем немного…..Да Бежты и Тляраты есть дорога по руслу Аварского Койсу, ее нужно улучшить и все»
По прямой? З0 км? Можно вопрос — Вам случалось проезжать по дороге Гимры — Чирката или Чалда — Карадах?
Да приходилось, по несколько раз в год
🙂
Несколько раз в год по асфальту это конечно красота. А пробивали эти не такие уж и длинные участки многие годы. А участок от Хебда до Анцуха «по руслу Аварского Койсу, который надо немного улучшить» это примерно 70 км сплошных подъёмов-спусков-поворотов на повороте. Про то, что дальше Анцуха в сторону Тляраты или Бежты не буду даже говорить.
Улучшить надо капитально согласен. И дальше и через хребет работы уйма. Все мы помним как мучительно долго прорывали тоннель в Гимры и сколько на этом «прорыли» в бюджете! Здесь вопрос был больше о перспективах и доводах за строительство дороги как таковой.
Я всё же со своей маленькой колокольни повторюсь — с тем уровнем, на котором в республике находится дорожная отрасль, в частности буровзрывная её ветвь, нечего и думать о таких грандиозных масштабах строительства дорог. Это просто маниловщина.
Да, если это строительство потянет отрасль на современный уровень технологической оснащённости, я только ЗА. Но верится в это слабовато. Тот же гимринский тоннель при какой-то помощи итальянцев, если не ошибаюсь, реконструировали папуасскими методами на раздолбанных НКР-100.
Ну товарищ….А кто говорит, Что дорогу эту нужно строить сегодня или как можно быстрей? Если Руководство пробьет эту тему, то они и дорогу построят и бюджет «пропилят» и нас всех точно не спросят((. Тут в статье говорилось больше о перспективах и о том, что в целом дорога может дать, когда ее построят. Вопрос когда?, вопрос открытый — точней в ближайшее время! 🙂
На вопросы Pashi ответил.
В итоге процитирую еще раз Pashu «Одно слово — дорога в никуда , точнее дорога денег в карманы чинуш.»
Все может быть, ваше мнение при вас.)
ну позволю себе небольшое дополнение ко всему сказанному вами..
Раз вы так усердно проталкиваете этот маршрут, значит вы лицо в какой то мере заинтересованное.. Если ваш интерес входит в отдельный участок этой дороги, дак давайте же рассмотрим именно этот участок, и возможно даже что этот участок более целесообразен , чем проложить этот объёмный маршрут с такими огромными вложениями.. Кто знает, ваше пожелание более логично и востребовано чем весь маршрут.. и возможность чинушам опять распилом заняться.. А если вы из категории этих чинушей, тех кто проталкивает этот проект, то вы скорей всего не там свои силы и время тратите..
Все без обид конечно, просто беседа на равных и ничего личного.. честно !
Оhооооо)) Где ж я усердно проталкиваю маршрут?)) Моей статьи не было даже в планах если бы не Dervish)) Я лицо которое в конкретной мере заинтересовано в развитии Дагестана, да. 🙂
В мой интерес входит весь участок, просто более плотно разъясняю участок «Бежта-Кварели», потому что это плот всей работы, это средоточие всей трудной работы…
А если я не из категории чинуш? А Если я докажу вам что я обычный среднестатистический Дагестанец?? 😀
мне лично ничего доказывать не надо.. я готов поверить вашему слову.. Я ж заметил что это просто предположение.. Я вообще не в теме необходимости или бесполезности этого маршрута.. просто дискуссию вёл с вами))
Всегда рад к взвешенному диалогу) Сам тоже что-то новое узнаю)
Теперь к вопросам Дервиша, их много) Поэтому дайте время, есть дела и более насущные!
Кому интересно для полноты просмотрите первые 4-е вопроса от Дервиша сверху, ответы на них ниже.
1)Образно сказано, что «Большой проект» для Дагестана, потому что в нашей республике априори нет серьезно реализованных проектов, для вас это точно не новость. Я ведь написал «большой проект Дагестанского масштаба», внимательней пожалуйста.))
2) Кому этот вопрос? Автору по статье, по делу верхам, если они вас слышат. Если бы выбор был за мной, ясное дело на первом месте стояла бы м-29, но я в статье об обратном не говорю.)) Внимательней пожалуйста!))
3) Учитывая, что предыдущие главы и родному району ничего не сделали, то это еще что-то.
4) Если есть грузы и товары, не посредственно идущие в Дагестан, зачем их проводить через Осетию, если есть возможность провести напрямую в республику. Дешевле точно будет. РФ заинтересовано в поддержке Ю.Осетии, а в поддержке и развитии Дагестана РФ пока не заинтересовано что ли? Или мы шибко лучше живем чем Ю.Осетия?
😐
«Если есть грузы и товары» — вот это ключевые слова. Какие грузы, какие товары? Что касается Ю.Осетии, то гипотетически товарообмен из Грузии в России (в центральные районы РФ) предпочтителен и экономически выгоден через Ю. Осетию, а не через Дагестан. Посмотрите карту выше.
Я тоже об этом говорю. Россия хочет поднять сначала Ю.Осетию, вкладывает туда деньги, газ провели. А Дагестану и так деньги дает Москва, только вот здесь разворовывают их. Также хочет поднять абхазию, Россия даже требует у грузии открыт железную дорогу из Абхазии в Армению и турцию. Но грузины сопротивляются.
«Какие грузы и товары» — вот именно, если Республике и так выделяют на лапу, зачем строить дороги и что-то начать завозить вывозить)) Это другая, скажем так всем понятная тема! Плюс не обязательно все в товарообмене, не может быть просто дороги из Дагестана в Закавказья, обходя транзит. Дагестан что сам как регион не будет развиваться?) 🙂
Честно скажем — мы считаем Грузию экономически неразвитой страной, как бы ее представители не надували щеки. Ничего из макроэкономических объектов, ради которых стоило бы строить столь затратную дорогу, в ней нет.
Предприятия из советского наследия все (!) выкуплены российскими инвесторами.
Полагаем, именно на них можно возложить бремя создания дорожных путей, тем более, что они сами в этом заинтересованы.
Иначе это будет всего лишь дополнительная игла со свежей дагестанской кровью в вену грузинского коматозного в экономическом паралитика, чей бюджет целиком складывается из предоставляемых международным сообществом кредитов и траншей.
Мандарины и починка частных авто, которые несколько дешевле, не делают погоды в доходах уровня государства.
Предварительная стоимость проекта составляет 30-32 млрд рублей. Охренеть просто… Это же почти половина годового бюджета Дагестана. Мы же очень хорошо знаем как наши чинуши прекрасно умеют раздувать стоимость подобных проектов по ходу строительства в два-три раза.
Извините), а из чего состоит годовой бюджет Дагестана? Не из Москвы ли «подкачка»…..Пока деньги нам дают на 90% бюджета можно думаю и строить, как Чечня например! Не именно эту дорогу, инфраструктуру вообще)
90 % это вы преувеличили. Годовой бюджет Дагестана, если мне не изменяет память, что-то около 68 млрд рублей. Сам Дагестан из этого зарабатывает 22 млрд руб, а Москва в качестве медбюджетных трансферов даёт республике ок. 46 млрд, т.е. около 70 %. Получается весь Дагестан должен работать и зарабатывать полтора года, чтоб только построить Аваро-Кахетинскую дорогу. Абсурд да и только.
Я то и не говорил, что строить надо из бюджета зарабатывая полгода. Я думаю нас тут не кого и не спросят как строить и на какие деньги) И если захотят то и пилить будут как «умеют» мы только обсуждаем) Ладно не 90, а 70% не огромна разница и чтож эти деньги не идут на развитие республики и инфраструктуры в частности?!, абсурд да 🙁
Пожалуста, почему бы и не возложить? Я вообще обсуждаю сам эффект от дороги и перспективы.
Это не только ведь Грузия, верно? Это и Турция и Армения и «Дагестанский Азербайджан».
Если сравнивать, то сравню с Гимринским Тоннелем, сколько лет его строили? Сколько там «просверлили» бюджета?….Но в итоге сдали и он приносит пользу десяткам районов или его тоже надо было не строить совсем, зная и боясь распила денег? У нас по другому и так не делают. Мое мнение — пусть дорогу построят, не сейчас конечно, и не за 20 лет…. 🙁
Эффект от внутренних связей будет колоссален. Единственное замечание — ни копейки из госбюджета в него, в этот проект, можно не вкладывать. И вовсе необязательно тянуть дорогу через российско-грузинскую границу, в фактический вакуум.
Пусть инвесторы стараются. Им надо только любезно разрешить и согласовать.А эту сумму — 30 млрд — на садики, на школы, на городские дороги, пляжи, курорты, промышленность, легкую и тяжелую (особенно тяжелую — она наиболее наукоемка).
Далее разбираем вопросы 5-7
5) Дервиш на этот вопрос я ответил Pashe, от Лагодехи до Тбилиси уже давно лежит отличная двух полосная 160км дорога, я по ней ехал. От Кварели (куда выходит новая дорога) до Лагодехи 35км по Алазанской долине. Поэтому Грузины какие-то дороги строить не будут, в принципе там основные магистрали построены. Там уже в строю хорошие 4 полосные дороги из Тбилиси в Батуми и далее в Турцию. Конечно если начнут строить дорогу к границе Грузии, то надо заранее договорятся о строительстве Грузинского участка (еще раз ВНИМАНИЕ, с Дагестанской границы в Тбилиси, а только до Лагодехи). И если даже не договорятся, то пусть будет просто хорошая дорога в Бежту и Тлярату.
6) А что мешает после постройки дороги, провозить товары напрямую в Дагестан? Что мешает правительству организовать торговые представительства в городах Турции и заниматься торговлей на уровне Дагестан-Турция? Или всю жизнь будем транзитом закупаться в Баку?!
Чтобы фрукты были и были дешевыми, надо заниматься собственным производством, тут все согласны. Ваши вопросы почему бы не субсидировать ДагСельхозхозяйство не ко мне, может вы еще спросите почему Россия закупает картошку из Египта?? (это правда). Просто дорога сократит путь и цены соответственно для многих товаров, в том числе и для фруктов, не все фрукты которые растут в Закавказье растут так хорошо и в таком количестве чтобы мы сами могли обеспечить себя. Например, Хурма или Гранаты или Лимон и тд, это раз. Второе климат в Закаталах или Кахетии теплее, там в конце ноября даже под снегом все еще висит хурма, там вся земля практически отдана под фруктовые и цитрусовые деревья. Многим фермерам, особенно в Закаталах (они Дагестанцы не забываем), очень невыгодны сегодняшние маршруты особенно через Баку, многое они выращивают с прицелом реализации в России, потому что на местах все монополизировано и стоит копейки. Я там был целую неделю в гостях, общался с людьми и в принципе знаком с положением вещей в этом деле, уж поверьте мне.
Опять 25) Почему бы не возродить совхоз Герейханова? Почему об этом не спросить тех, кто за это ответственен, а не меня. Я же не говорю, что строим дорогу из-за фруктов)) или за грузинского или закатальского производителя, просто плюсик в мои доводы.
Не в обиду будет сказано, но ваши доводы меня не убедили. Из ваших слов лиш панятно что строить дорогу нужно для того чтобы поддержать заграничного сельхозпроизводителя. Но даже студент-первокурсник знает что любая страна или отдельная республика успешна только при положительном внешнеторговом балансе. А для этого нужно сначала поддержать своего производителя, защитит его вводя протекционистские меры, развивать внутреннюю инфраструктуру, после этого выходить на внешние рынки. Так меня учили мои преподаватели.
Если с моих слов понятно только то, что дорога строиться для заграничного сельхозпроизводителя, то извините вы не вникли в мои слова и на четверть. Прочитайте еще раз ответы на 8-9-10 вопросы. 🙂
8. Если я не убедил, то не вопрос. Будьте при своем).
Если не через Самурский хребет, то откуда? Какие еще более удобные маршруты есть? Куда дальше после Рутула пройдет дорога, объясните, назовите места, сделайте карту с метками как это сделал я, в общем аргументируйте по полному.
Опять вы перечисляете проблемы? Эти проблемы есть везде и во многих высокогорных Аварских, Лакских, Даргинских и тд селах. Почему вы съезжаете в который раз с темы на тему…Есть еще куча других вещей, я что говорю обратное? — Нет. Я сказал надо строить быстренько Аваро-Кахетинскую дорогу, чем дорогу М-29? – Нет. Все эти подобные вопросы ко мне бессмысленные потому что я обратное не утверждаю. Я просто аргументирую плюсы и перспективы новой дороги ЕСЛИ ее построят, я даже не говорю, как и кто ее будет строить. Просто мое мнение. Это дорога тоже в какой-то мере решает и жизненные проблемы, да не всего Дагестана, да не самые насущные, но все же.
9. Объясняю, довод с Черным морем самый слабый признаю, но и его аргументирую. Во-первых, Черное море имеет связь с мировым океаном (и значит и мировом рынком), а Каспий нет, точней напрямую как настоящее море, поэтому и озеро. Новороссийск в другом направлении да? А сколько будет до него и сколько будет до Поти или Батуми по новой дороге, не смотрели? Давайте посмотрим, Махачкала-Новороссийск = 948км, Махачкала-Поти = 720-750…. Думаю, 400 км разницы в обе стороны — это разница. Нам не нужно Грузинское побережье как таковое, нам нужен более быстрый и дешевый выход на рынок мирового океана. Любому нормальному региону который стремиться развиваться и экспортировать товары, любому региону который собирается «идти в ногу» с мировой экономикой, нужные такие возможности, является ли Дагестан таким стремящимся? думаю нет, но это другой вопрос. Я рассматриваю новую дорогу в качестве перспективы, в качестве одного из шага для развития, а не просто выход на Грузинское побережье и искупаться, с таким намерением кто вообще дороги строит?))
10 Автор не предлагал никому тупо ждать. Я сказал дословно «Но давайте подождем, и посмотрим, как будут строить дорогу, какого качества она будет, как долго займет весь процесс» — Имел ввиду что с течением времени и ходом процесса мы поймем каковы на самом деле намерения у руководства, как ее строят и сколько «вбухивают». Если это окажется таким же трюком как Гимринский тоннель, то что делать? Имеем таких руководителей каких заслуживаем. Лично я никогда не надеялся на чинуш, и вам советую того же. Надеюсь и жду только от Всевышного.
P.S Не забывайте творить добро. Рамадан Кариим!) 🙂
Речь идёт о жизненной необходимости 12 км дороги через сёла Кальял и Кусар через Дандидагский перевал в Азербайджан, а оттуда дорога идёт в Южный Кавказ. В этих районах хорошо развито животноводство, а в пограничных сёлах через границу очень много фруктовых садов.
Довод с Чёрным морем не слабый,а никакой. Чтобы что-то возить к Чёрному морю и далее нужно сначала что-то производить такого в Дагестане, что купят в Европе. А что будут оттуда возить в Дагестан? Сейчас всё производится в Китае и возится с востока, а не с запада. И вообще, разве Россия захочет развивать порт Поти в ущерб Новороссийску?
Ну по-твоему никакой. А что постоянно вкупе с Россией рассматривать вещи? Во-первых тогда Дагестан во вред себе и на пользу Новороссийску будет пилить лишние 400км? Во-вторых не только Европа может у нас что-то покупать, но и Турция (там живет уже половины населения России если что)…
В третьих если все возиться с востока на запад, почему бы не стать транзитным регионом используя в том числе и новую дорогу и делать на этом выгоду?
В четвертых естественно я говорю о дороге в перспективе, то есть когда будет тогда и будут что-то возить вывозить….Будут ли производить что-то если сейчас ничего не делают, вопрос другой и не ко мне.
В пятых, Россия не хочет развивать Дагестан? Или не хочет чтобы сам Дагестан налаживал свою экономику хотя бы частично? 🙂
А творить добро всегда нужно. С этим согласен. Вот сегодня я помог соседке поднять сумку с картошкой на 5й этаж, от её добрых слов после этого мне стало хорошо на душе. Посчитал, что день удался.
Ну эту дорогу сравнить с Аваро-Кахетинской дорогой не по масштабу не по эффекту нельзя) Сразу бы и назвали.)) Причем эта дорога не ведет напрямую в Грузию. Эту дорогу можно построить в перспективе. Так же как из Закатало-Белакан (где десятки сел) в Дагестан, но при строительстве Аваро-Кахетинской дороги, оттуда строить не нужно будет, они почти свяжутся, нужно просто немного проехать в сторону Грузии. 🙂 2 зайца сразу как говориться
Я бы сказал за яйца сразу весь Дагестан, лишь бы построить эту дорогу.
За одно место Дагестан уже давно и крепко держат. Не только по поводу строительства чего-либо. Сейчас как будто не держут 🙁
Нельзя. Дагестанцы и грузины самые сильные на Кавказе. В Москве как то поделили сферы. Но если сделать доступность в 3 часа на машине-это криминал на 100 лет вперед.
Вспомним традиции наших предков и снова будем грабить грузин. Напомним им кто такие Леки
Да да тоже подумал об этом….
Вооще дорогу до цунты и цумады можно сделать что бы тяжолую технику загнать и уничтожить там ваховское гнездо
но это слишком дорогой вариант , к таму же они сами с голоду подохнут там скоро в горах ……
В Грузии машины дешевые. Если построят дорогу у нас в горах все на геликах ездить будут, нерастаможенных
Братка, ты, наверное, мало с грузинами общался. Не знаешь, что их регбисты бьют наших. Что их воры вороватее наших. Что их экономика побогаче Дагестана. это просто будет интервенция гемороя в Дагестан.
На их регбистов у нас есть борбисты
Вот же и говорю, когда же уже «борьба» закончится? жизнь коротка. всего лишь 100 лет. после 50 начинаешь думать о неизбежном. Так не надо «бороться». надо успеть радоваться жизни-нюхать морской бриз и кушать персики. Границы государств уже не изменишь. Времена Беринга, Беллинсгаузена и Кука прошли. Хорошо, что наши предки столько для нас открыли. Одну шестую. но уже все-воевать просто бессмысленно.
Приветствую всех !
Дороги-кровеносные сосуды экономики. Для развития экономики они необходимы. Эта дорога позволит увеличить возможности дагестанцев в вопросе транспорта грузов по морю сюда и отсюда. Лишние сотни км, которые должны мотать фуры в Новороссийский порт тоже мы все, как покупатели, оплачиваем из своих карманов.
Поэтому, считаю что пользы от этой дороги будет много. А вреда не вижу никакого.
Тут некоторые говорят что это очередной распил бюджетных денег. А разве без его строительства распилка стоит? Пусть строят.
Уважаемые земляки АРГа, ну в таком случае ещё предложите сразу построить мост через Каспийское море в Казахстан. Тогда знаете сколько километров маршрута для товаров из Китая в Дагестан мы сократим? Огого как много. Это будет намного круче, чем дорога через Главный Кавказский хребет.
Дервиш)) Что это было? Пиши по делу. Какой мост в Казахстан? Ты знаешь между нами и Казахстаном 350 км по воде. Наверное соединить ЖД паромом будет лучше. Дороги через хребты всегда нужны…Какие то более важны какие то нет….
Кроме Военно-Грузинской Дороги есть еще Мамисонской маршрут из Северной в Южную Оссетию. Есть еще Военно-Сухумская дорога из Черкессии в Абхазию (в стадии обсуждений)….
Так почему же в отдаленной перспективе Дагестан самостоятельно не может быть соединен с Закавказьем и Турцией?? 🙂
Наше вино лучше, а все знают грузинские вина. Это будет экспансия. Совхоз «Алиева» никогда не перебьет Саперави или Цинандали. 🙁
Чушь собачья, протрынкать деньги, для того, чтобы посмотреть, что из этого будет. А давайте у нас космодром построим и будем ракеты на луну или на Марс запускать, заодно и посмотрим что из этого выйдет.
Да это чушь, если транжирить деньги для того чтобы посмотреть что выйдет….Но извините автор об этом разве говорит? 🙂
Он говорит, чтобы узнать и оценить приблизительно стоимость и маршрут и т.д, надо просто дождаться момента когда возьмутся за дело, ЕСЛИ возьмутся — это раз!
Можно всем не беспокоиться, если начнут «пилить» бюджет на дорогу, то нас не спросят, не впервой — это два! 🙁
АРГ что- нибудь сделает для Хасавюртовского района,кто ездил с Хаса в Бабаюрт,Кизляр знает ужасное состояние дорог во всем районе Хасавюртовском,одних асфальтных заводов там несколько штук.Дорогу через Костек на Львовские номера видели!!!-танкодром отдыхает.В Дагестане есть не только горы, но и равнины ,где нет дорог или запушенная в 50-60е годы программа Горы до сих пор приоритетная,потому что все наши правители сошли с гор.Каждый день еду на работу и проклинаю их всех подряд!!!
Ридик, you are not the only one 🙁
С тем что надо в первую очередь строить дороги на равнине и между городами никто не спорит, так как «внизу» больше всего людей живет и к тому же является транзитным местом.
Статья не много о другом, если внимательней почитать!
Дорога нужна! Только бы этот проект не похоронили как Матлас.На счет денег-*Карат* вывозил в Москву,мимо бюджета больше!