Слово «ваххабизм», которое в последнее время часто используется в средствах массовой информации и упоминается преимущественно в негативном контексте, когда речь идет о террористических актах, экстремистских выходках и беспрецедентном наси-лии по отношению к мирным гражданам и различным государственным структурам, еще недавно было известно лишь узкому кругу специалистов-религиоведов. По оценкам специалистов, это религиозное учение к началу XXI века стало основной силой меняющей геополитические расклады в регионах, где живет большое количество мусульман.
Мишенями террористических структур, в идеологической основе которых лежит ваххабизм, на сегодняшний день стали десятки стран, включая Россию, США, Индию. Отдельно строкой можно выделить события в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Политические силы, опирающиеся на идеологию ваххабизма, буквально в режиме реаль-ного времени пришли к власти в Египте, Ливии, Тунисе и Йемене. Сейчас они рвутся к власти и в Сирии. Фактически из религиозного направления ислама ваххабизм стал фактором, влияющим на геополитику во всем мире.
До 70-х годов XX века ваххабизм, являясь одним из многочисленных течений в исламе, был локализован в пределах Аравийского полуострова, в Королевстве Саудовская Аравия. Экономический расцвет Саудовской Аравии позволил ее правящей династии начать экспорт этого учения в соседние регионы, а впоследствии и в более отдаленные страны.
Считается, что превращение ваххабизма в инструмент влияния на геополитику произошло между двумя войнами в Афганистане в лагерях арабских наемников и добровольцев, осевших в приграничной зоне племен между Афганистаном и Пакистаном и оторвавшихся от социальных реалий своих стран.
В 70-х годах прошлого века, опасаясь возросшего влияния СССР и его союзников по социалистическому лагерю в странах мусульманского мира, США апробировали в со-трудничестве с Саудовской Аравией, садатовским Египтом и Пакистаном новый метод борьбы против влияния СССР и левых сил в странах распространения ислама. Причем вытеснять советское влияние предполагалось путем создания новых исламских организаций, исповедующих особое, крайне радикальное направление в исламе. Важно понимать, что наши зарубежные «партнеры» всегда были не прочь поддержать из соображений геополитической конъюнктуры те или иные радикальные исламские группировки. США и их союзники использовали ваххабизм для внедрения в страны мусульманского мира в качестве наиболее жесткой формы ислама, единственно способной стать барьером на пути распространения геополитического влияния СССР — и именно Афганистан стал первым «учебным полигоном» для внедрения и распространения данной геополитической технологии.
В ходе афганской войны 1979-1989 годов был сформирован воевавший против советской армии своего рода исламский экспедиционный корпус численностью в несколько десятков тысяч человек. Его основу составляли уроженцы мусульманских государств арабского мира, а также пакистанцы. Этот корпус действовал при активной поддержке ряда западных и ближневосточных спецслужб.
Тыловые тренировочные лагеря исламского экспедиционного корпуса находились в районе пакистано-афганской границы. Здесь новобранцы изучали не только военное дело, но и основные ваххабитские догмы.
Иностранный исламский экспедиционный корпус продолжал существовать и после вывода советских войск (февраль 1989 года), но с начала 90-х годов местные власти стали предпринимать попытки высылки из Афганистана и Пакистана так называемых «афганцев». Уроженцы различных арабских государств, прошедшие школу джихада в Афганистане и набравшиеся боевого опыта, возвращались домой с целью изменить устоявшийся там жизненный порядок и восстановить «поруганные» исламские ценности во всей их чистоте и величии. Это привело к резкому всплеску насилия и дестабилизации ситуации на мусульманском востоке: террористические акции происходили в Саудовской Аравии, Египте, Алжире, Марокко, и других странах. «Афганцы», воспитанные на идеях «чистого ислама», увидели, что режимы в разных арабских государствах никак не соответствуют строгим ваххабитским критериям. Например, после «Бури в пустыне» саудовское королевское семейство предоставило свою территорию для размещения американских войск на постоянной основе, и немедленно было обвинено ваххабитами в предательстве ислама.
«Афганцы» составили костяк многих экстремистских групп и организаций в странах Северной Африки, Ближнего Востока, Боснии, Центральной Азии и на российском Северном Кавказе. Естественно правящие режимы в тех странах, выходцами из которых были возвращавшиеся «афганцы», сделали все для того, чтобы те не осели на родине. «Афганцы» стали возвращаться в Пакистан и Афганистан — на территории, контролируе-мые созданным к тому времени террористическим движением «Талибан». На территориях, контролируемых талибами, стали создаваться лагеря для подготовки моджахедов но-вого поколения (так называемые новые «афганцы»), прибывавших из разных стран и либо остававшихся в рядах «Талибана», либо возвращавшихся в страны проживания, либо перемещавшихся со старыми «афганцами» в различные конфликтные регионы мира (появилось даже новое понятие для их обозначения — бродячие террористы).
В настоящее время в мире сложилась устойчивая ваххабитская «дуга нестабильности» от Филиппин до Балкан. По мнению специалистов, ваххабиты имеются практически во всех без исключения регионах мира — в Чечне и Дагестане, в Синьцзяне и Ферганской долине, в Косово и на Крымском полуострове, в Британии и Северной Америке, в Латинской Америке и Южной Африке, везде, где в настоящее время действуют движения, партии, группировки, ориентированные на изменение статус-кво (в политической, социальной, экономической, геополитической сферах) с использованием радикальных, насильственных методов и руководствующиеся (или, как нередко утверждают противники этих движений, «прикрывающиеся») исламом, точнее, определенными положениями, почерпнутыми в нормативном наследии этой религии и соответствующим образом интерпретированными».
Распространение ваххабизма вызвало серьезные геополитические потрясения в целом ряде регионов мира, в некоторых случаях спровоцировав гражданские войны, длящиеся до сих пор (в Алжире, Ираке, Афганистане).
Конечной целью глобального ваххабитского джихада является создание мирового халифата — теократического мусульманского государства по образу идеализируемого Арабского халифата VII-IX веков. Столицей нового глобального Халифата (кроме которого никаких иных государственных образований быть не может) должна стать Мекка, а государственным языком — арабский, поскольку именно на нем были впервые ниспосланы основы ислама.
Каким должен быть ответ России на ваххабитский геополитический вызов? Безусловно, нужна хорошо продуманная государственная система мер противодействия данному явлению. Но самое главное, необходима общественная мобилизация, которая, как минимум, должна выражаться в осознании обществом наличия опасности, угрожающей и России как государству в целом, и каждому гражданину нашего государства в отдельности.
http://scienceport.ru/analitics/Vahhabizm-ot-religii-k-geopolitike-7546.html
По поводу Крыма, можно пояснить подробнее?