Любой военнослужащий, принимавший участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, знает о Моздоке. С этим небольшим североосетинским городком, расположенным на левом берегу знаменитой реки Терек почти в ста километрах от Владикавказа, каждого связывает своя личная история. Одни через Моздок попали на большую войну в Чечню, другие проезжали мимо, возвращаясь на родину, третьи лежали в местном военном госпитале, четвёртые выезжали сюда из Ханкалы или горных районов на отдых, остальные охраняли аэродром, станцию, железную дорогу или стояли на посту на административной границе двух республик. Если вдруг и есть такой ветеран, который в Моздоке не был лично, всё равно знаком с городом по любимым среди участников последних войн песням «Две вертушки на Моздок» или «В Моздок я больше не ездок».
Военных историй, связанных с городом, название которого происходит от черкесского «мэз дэгу», что означает «тёмный лес», великое множество. Печальных и весёлых, трогательных и поучительных, трагических и героических.
Многие хорошо помнят историю взрыва у военного госпиталя, совершённого боевиками вечером 1-го августа 2003 года, когда начиненный взрывчаткой грузовик «КамАЗ» протаранил ворота и взорвался возле здания учреждения. Тогда погибло 52 человека, почти сотню ранило. И кто знает, каким было бы соотношение погибших и раненных, если бы не рядовой Валерий Лаба, успевший выпустить по машине с террористом-смертником очередь из автомата, за секунды до взрыва и собственной гибели.
Некоторые слышали историю о рядовом Карене Шишкине, старшем механике-водителе танка из 693-го гвардейского мотострелкового полка. Он отличился в новогоднем штурме Грозного, и в 1995 году посмертно удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Его именем в Моздоке названа улица.
А историю о капитане Сергее Астанине — оперативном сотруднике Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания, погибшем 13 февраля 2008 года во время оперативно-боевого мероприятия по задержанию вооруженных бандитов, знают лишь немногие. Это недоразумение поможет исправить «Гунн» — один из боевых товарищей погибшего.
— Родился Сергей здесь, в Моздоке, 21 октября 1981 года. Учился сначала в местной средней школе N 2, затем в школе станицы Луковской (пригород Моздока), которую окончил в 1998 году. Высшее образование получил в Ростовском государственном университете путей сообщения. После работал в родной Луковской школе учителем, обучая ребят предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Сергей любил нашу Родину и был настоящим патриотом, поэтому в 2005 году и поступил на службу в органы госбезопасности, окончил спецкурсы.
Первое время, сталкиваясь с ним в коридоре и курилке, я думал, что парень слишком беспечен, добр и неорганизован для нашей работы. Там, где появлялся Сергей, атмосфера сразу становилась радостней и веселей от его юмора и улыбки. Но первое же серьёзное дело показало, что несмотря на жизнерадостный характер и озорной вид, Астанин — очень способный, проницательный и грамотный сотрудник. Он быстро схватывал информацию, не стеснялся перенимать опыт старожилов отдела и вскоре заслужил уважение. Поверьте, сделать это в коллективе опытных оперативников, прошедших «Крым, Рым, Кавказ и Лангепас», очень непросто!
Вместе мы распутывали клубок преступлений, через несколько звеньев приведших к участникам банды, созданной неким Шихаевым. Преступники, владея большим количеством огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и элементов к ним, действовали на территории всего Моздокского района.
В результате проведения совместных оперативно-разыскных мероприятий с коллегами из МВД, в августе 2007 года Шихаева выследили в Луковской. Пройдя двухмесячное «обучение» в одном из лагерей боевиков в горно-лесистой местности Главного Кавказского хребта, он намеревался совершить серию терактов в Северной Осетии.
Руководство планировало задержать Шихаева живым, подловив на выходе из дома.
Выходит. Подъезжаем на двух машинах с разных сторон вплотную, кричим: «Сдавайся! На землю, лицом вниз». А он выхватывает пистолет, стреляет напропалую, в упор, ранит одного офицера в живот по касательной, кувыркается, как заяц, прыгает, и наутёк к ближайшей даче! Бежим за ним. Ну, мразь, думаю, раз оказал вооруженное сопротивление, теперь получишь по полной программе, вызываем по рации «тяжёлых» и армейцев на бронетехнике!
Заблокировав совместно с прибывшим подкреплением участок с десятком сельских дач, мы начали зачистку и, естественно, вычислили террориста. Он снова устроил стрельбу, ранил армейского офицера. Тот ответным огнём бандита «успокоил».
При осмотре места боестолкновения мы обнаружили в вещах Шихаева гранату Ф-1, 10 детонаторов, компоненты для изготовления самодельных взрывных устройств, а при осмотре жилища бандита нашли серию фотографий из лагеря боевиков, в том числе с одним из лидеров банд-подполья, запрещённую литературу и видеоролики.
Подельники Шихаева — Кашешов, Малихонов и Алашев ненадолго затаились, залегли на дно, но уже зимой осмелели и вновь взялись за свои грязные делишки. Утром 13 февраля 2008 года мы вышли из кабинета начальника, закончилась ежедневная планёрка. Уже собирались разойтись, как увидели, что в отдел пришёл милиционер. Мужчина был встревожен, он обнаружил письмо одного из боевиков, которое и поспешил принести нам.
Из коряво составленной записки следовало, что один из членов банды уничтоженного Шихаева прощается с родственниками и просит их раздать его долги. Сам он, якобы, сделать этого не может, потому что «получил указание свыше и отправляется вершить джихад над неверными». Выходило, что бандит решился на нападение на представителей власти, а затем намеревался уйти в леса. Мы сразу стали пробивать ситуацию: где милиционер нашёл письмо и как, кому конкретно оно предназначалось и для чего, когда было спрятано и кем.
Сопоставив уже имеющуюся информацию с поступившей, примерно поняли, где могут находиться боевики, и на нескольких машинах выехали туда.
На ступеньках на выходе из отдела один из бывалых оперов вдруг остановил Астанина.
— Сенька, — каким-то странным голосом произнёс он, — а я ведь во сне сегодня видел, что тебя ранят. Проснулся, и подумал, что странно это всё, и операций никаких ведь заранее не планировали. Может, тебе как-нибудь обезопасить себя?
— Да ладно, брат, я в потусторонние штучки не верю, — отшутился Астанин. — Поехали.
В это время оперативный дежурный разослал всем подразделениям правоохранительных органов сообщение с ориентировкой на преступников. А они, заехав в небольшое поле, расстелившееся от окраины Луковской до берега Терека, принялись рыть землю, разворачивать полиэтилен и распаковывать уложенное в схроне оружие. Вооружившись, бандиты в предвкушении будущих побед, плюхнулись в тёплую машину и дали по газам. Не тут-то было! Иномарка, продавив колею, завязла в густой грязи и села на мосты. Попробовав потолкать машину и поняв, что самим до дороги технику никак не выпихать, они не придумали ничего более умного, как вызвать такси.
Эти подробности мы выяснили позже, а тогда мне позвонил сотрудник вневедомственной охраны УВД. Задыхаясь от волнения, милиционер рассказал, что находясь на объезде охраняемого объекта, ветки нефтепровода, он с напарником заметил такси, вытаскивающее на асфальт грязную иномарку на тросе. Остановив машины, он подошёл к таксисту и попросил документы: водительское удостоверение и технический паспорт автомобиля. Для проверки. А напарник, двигаясь в сторону иномарки, взял рацию — хотел сообщить о подозрительных лицах, похожих на разыскиваемых. Бандиты, почуяв неладное, выхватили оружие и, с криками о вселенском джихаде, открыли по милиционерам огонь. Менты, молодцы, были на чеку, и среагировали прежде, чем увидели дуло автоматов у лица, сиганули с обочины вниз. Спасли себе жизнь. Прикинув, куда могут вырулить боевики, чтобы срезать дорогу на выезд в сторону Чечни, я скомандовал водителю сворачивать вправо, во дворы. Не проехав через дворы и сотни метров, мы уткнулись в такси, к которому подбегали наши коллеги из второй машины, следовавшей к месту преступления — покушению на жизнь сотрудников правоохранительных органов — по другому маршруту. И тут из-за поворота показывается иномарка боевиков! Мы бежим кто куда, строго, как на тренировках отрабатывали: перекрываем выезды. Учитывая, что с одной стороны бетонный забор, а с другой — жилой дом, так что деваться боевикам, вроде некуда. Но сдаваться они не собирались. Выпрыгнув из автомобиля и стреляя на ходу из пистолетов, Алашев, Кашешов и Малихонов бросились к дому. Первого мы подстрелили насмерть, двое других забежали в дом, захватили заложника.
В суете стрельбы Астанин решил поменять позицию, пробежать порядка двадцати метров вперёд и предпринять попытку незаметно обойти дом, освободить заложника. Кашешов, забравшись на второй этаж, выбил махонькое слуховое окно чердака и, заприметив Серегу оттуда, выпустил в него прицельную очередь из автомата. Сверху вниз. Одна из пуль попала нашему товарищу в грудь, пробила, лёгкое, сбила с ног.
Подползти и эвакуировать Сергея мы не могли, боевик не давал даже высунуться из укрытий, короткими очередями взрывая бетон перед нашими головами.
Минут через двадцать на УАЗе подвезли пулемёт. Пулемётчик приступил к делу, длинными очередями заставил убийцу спрятаться в глубине постройки. Сергея тут же вынесли с места боя и положили в машину для срочной транспортировки в госпиталь. Страшно, но Астанина уже не было среди живых.
Еще минут через пятнадцать на бронетранспортёрах подоспели спецназовцы МВД и армейцы, начали штурм дома. В результате проведенной операции Малихонова уничтожили, Кашешова ранили, захваченного ими человека освободили.
Позже суд приговорил Кашешова к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
За отвагу и самоотверженность при исполнении воинского долга капитан Астанин Сергей Григорьевич Указом Президента России от 6 марта 2008 г. N 314 награжден орденом Мужества (посмертно). Также, в соответствии с приказом Директора ФСБ России Астанин навечно зачислен в списки сотрудников Управления ФСБ РФ по РСО-Алания, а все материалы о жизни Сергея, в целях увековечения его памяти, размещены в музее истории ФСБ России.
В 2011 году, в 30-й день рождения героя, на месте его гибели, вокруг памятного гранитного камня, установленного ранее, зародился новый парк. После торжественного открытия парка, состоялось возложение цветов и митинг, на котором директор Луковской школы Клара Бигаева официально объявила, что решением Собрания представителей Моздокского района от 27 апреля 2011 года школе присвоено имя капитана Сергея Астанина. Ещё, в краеведческом музее школы ученики со своими учителями открыли уголок памяти Астанина, а на спортплощадке организуют ежегодный турнир по мини-футболу, посвященный памяти отважного офицера. Это наполняет мое сердце радостью и гордостью. Я с благодарностью отношусь к людям, которые умеют хранить добрую память о герое. Не надо стесняться и умалчивать о событиях, участниками или свидетелями которых мы являемся, наши дети обязаны знать, «что такое «хорошо», а что такое «плохо». Террор, какой бы идеей он ни прикрывался, — это плохо. Защищать мирных граждан от готовящихся терактов — это правильно и хорошо. И пусть наши потомки с гордостью говорят: «Я учусь в школе имени Сергея Астанина!», так же, как я с гордостью вспоминаю те дни, когда мы вдвоём с Сергеем обнаружили схрон боевиков, задержали находящегося в розыске преступника и изъяли у него коробку с оружием и боеприпасами. Я горд, что служил с Сергеем Астаниным! Вечная ему Память!
http://artofwar.ru/f/farukshin_r_n/mozdok.shtml
«- Сенька, – каким-то странным голосом произнёс он, – а я ведь во сне сегодня видел, что тебя ранят. Проснулся, и подумал, что странно это всё, и операций никаких ведь заранее не планировали. Может, тебе как-нибудь обезопасить себя?
— Да ладно, брат, я в потусторонние штучки не верю, – отшутился Астанин. – Поехали.»
«Спецназ ГРУ в горах Кавказа»
Рассказывает гвардии майор спецназа ГРУ Анатолий П.: — За полгода до уничтожения
Гелаева мы помогали пограничникам «чесать»
один район, откуда гелаевцы бегали из Чечни в Грузию.
Стать здесь по этой ссылке очень интересная статья опубликуйте кто нибудь.
http://newsland.com/news/detail/id/1230675/
Позитивная новость. Вот не менее позитивная. Но парень пожертвовал своим здоровьем ради спасения товарищей.
«В Главном военном клиническом госпитале внутренних войск МВД России командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ генерал-лейтенант Сергей Меликов вручил орден Мужества сержанту Султану Магомедову (см. фото).
13 июля 2012 г. сержант Султан Магомедов в составе разведывательной группы участвовал в специальной операции по нейтрализации вооруженной банды в одном из районов Республики Дагестан.
Находясь в секрете, военнослужащий заметил, как несколько бандитов пытаются скрытно выдвинуться во фланг разведывательной группе. Понимая, что промедление в этой критической ситуации грозит неминуемой гибелью его боевым товарищам, сержант, рискуя собственной жизнью, сознательно обнаружил себя и открыл огонь по бандитам из автомата.
Ответным огнем превосходящих сил боевиков военнослужащий был ранен, но за время боя разведчики перегруппировались и надежно блокировали боевиков в лесном массиве.»
Светлая память капитану и остальным героям и живым, чьи подвиги позволили жить другим.
@Rebel, …Факт уничтожения Руслана Гелаева будет обнародован накануне выборов президента России. Версия его гибели с шоколадкой во рту, самоотсечением кисти, одновременной смертью всех участников боя, двухмесячным скитанием полевого командира по Дагестану и его появлением в спортивных брюках в последних числах декабря 2003 г. за несколько десятков километров южнее района его гибели, от которого до грузинской границы было не более 8 км — весь этот бред даже у непрофессионалов вызовет гомерический хохот….
интересно, где правда? писали совсем другую историю про то как пограничники обнаружили и уничтожили Гелаева