Человек – существо любопытное. Человеку свойственно стремление к знаниям. Расскажу притчу. Некие люди хотели избавиться от праведного шейха и бросали в его жилище через окно отравленные яблоки. Но шейх оставался невредимым. В конце концов, враги шейха признали его святость, и спросили его, как ему удалось спасти себя от отравленных яблок. Шейх ответил: Я не ем яблоки, которые валяются на полу.
ОТРАВЛЕННЫЕ ЯБЛОКИ
Найти решение проблемы религиозного образования, которое устраивало бы всех членов общества, практически невозможно. Можно занять «страусиную» позицию и делать вид, что нет такой проблемы. Но проблема существует. Проблема существует не на теоретическом уровне, она проявляется в практической плоскости в виде религиозного экстремизма, терактов, взрывов, убийств и т.д. Мы обречены на поиск решения этой проблемы.
В Дагестан поступили отравленные яблоки в упаковке «чистого ислама». Мы стали употреблять «яблоки, которые валяются на полу». Удастся ли нам вывести из отравленного организма нашего общества яд религиозных суррогатов, покажет время. Мы обязаны сделать попытку вылечиться, иначе это станет самоубийством дагестанского общества. Не ешьте «яблоки Абдулваххаба», они отравленные.
ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
В соответствии со статьей 14 Конституции РФ «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Если иметь в виду, что на территории нашей страны распространены христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, то становится очевидным смысл данной конституционной нормы. Светское государство – это не чья-то прихоть, это объективная необходимость.
Каково же место религии в нашем обществе? В соответствии со статьей 28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
В чем смысл государственного подхода к религии? Вера в Бога – это дело совести каждого человека. Хотите, верьте в Бога, хотите, не верьте. Это личное дело каждого. Верующему от государства награда за веру не предусмотрена, неверующему наказание за неверие также не предусмотрено. В статье 19 Конституции РФ сказано о том, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от … отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам … религиозной принадлежности». Таковы принципы светского государства. Если согласиться с тем, что поклоняться Богу нужно не по приказу государства, а по велению собственной души, то становится очевидным справедливость такого подхода государства к вопросам веры.
ОТДЕЛЕНИЕ И ОТЛУЧЕНИЕ
«Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (статья 14 Конституции РФ). Многим не нравится это грозное выражение: «отделены от государства». Попробуем внести ясность. Представьте, что ваш друг сказал вам, что живет отдельно от родителей. Означает ли это, что нет связи между родителями и вашим другом? Нет, не означает. Просто ваш друг ведет отдельное хозяйство.
Государство отделяет религиозные объединения от себя и предоставляет им самостоятельность. Разве это плохо? Кто хочет, чтобы муфтия республики назначал Президент РД, чтобы имамов мечети назначали органы государственной власти, а вся собственность религиозных организаций стала государственной собственностью? Разве не лучше самостоятельность и независимость?
Государство говорит религиозным объединениям: Вы сами решайте свои внутренние вопросы. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение «создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям» (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее ФЗ-125).
Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не противоречит Федеральному закону. Закон не позволено нарушать никому, в том числе религиозным объединениям.
Вспомним, что органы местного самоуправления по Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Трудно сказать, в чем принципиальная разница между понятиями «не входят в систему органов государственной власти» и «отделены от государства», создается впечатление, что эти понятия в чем-то схожие, хотя отношение государства к органам местного самоуправления и религиозным объединениям схожими трудно назвать. У религиозных организаций самостоятельности больше, и это справедливо.
ПРАВА И ГАРАНТИИ
Государство не должно вмешиваться в религиозные ритуалы и церемонии, в культовую деятельность религиозных объединений. Остальная деятельность религиозных объединений (образовательная, предпринимательская, финансово-экономическая, имущественная и т.д.) должна находиться под пристальным оком государства. По этому вопросу можно долго и нудно рассуждать, но до тех пор, пока мы не наведем порядок в этом вопросе, говорить об общественно-политической стабильности в республике и в стране в целом не имеет смысла. Если нити терроризма ведут к какой-либо религиозной организации, то такую организацию нужно «разнести в пух и прах», независимо от того, что они там исповедуют, и кто у них там «главный» за облаками. Ислам – это религия мира. Исламские религиозные организации, как и все остальные, не должны бояться государственного контроля и надзора за их деятельностью, если это не касается культовой деятельности, религиозных ритуалов и церемоний.
Хочу остановиться только на вопросе религиозного образования. Мы пустили этот процесс на самотек. Возникли проблемы. Эти проблемы касаются всех. Многие из нас испытывают внутренний дискомфорт и тревогу за будущее республики и страны. Все хотят жить в свободной стране и быть свободными. Поэтому обращаю внимание на эти вопросы. Нельзя их бросать на самотек. Это не решает проблему, а порождает кучу других проблем, которые государство не в состоянии решать при всем желании, даже имея огромные финансовые и организационные возможности.
В соответствии со статьей 5 ФЗ-125 «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Замечательно. Кто дал это право? Государство, федеральный закон. В таком случае государство обязано обеспечивать реализацию этого права. Если же государство возлагает обеспечение этого права на религиозные организации, то следует сказать, что религиозное образование – дело религиозных организаций. Государство должно заниматься религиозным образованием населения, если право гражданина на религиозное образование гарантировано государством.
Не все ли равно, какое религиозное образование получают наши граждане? Если в результате получения религиозного образования человек становится опасным для общества, то это не может не касаться государства. Мы не можем запретить поступление разных сортов яблок на наш рынок, но если в продаже появились отравленные яблоки, разве государство не обязано предпринимать шаги по изъятию этих яблок из оборота? Не нужно обращать внимание на всякие «измы». Если человек называет себя последователем традиционного ислама и с оружием в руках начинает угрожать обществу, разве такого человека не следует «привести в чувство»?
Мы стали бороться с ваххабизмом. Особых успехов не добились. Религиозные ритуалы и церемонии, культовая деятельность религиозных организаций государства не касаются, если эти действия не противоречат законодательству. Уголовный кодекс РФ касается всех, в том числе верующих. Уголовный кодекс РФ не имеет религиозной окраски. Человек с оружием в руках, если у него нет законного права на ношение оружия, становится уголовником, а не ваххабистом или тарикатистом. Не нужно бороться с религиозным экстремизмом, нужно бороться с преступностью независимо от религиозной принадлежности преступников.
На традициях держится весь мир. Прошлое не уходит в небытие, прошлое живет в нас. Нужно поддерживать традиционный ислам в республике, в том числе в плане религиозного образования. Наши алимы неохотно идут на публичные споры с ваххабистами. Для обывателя ваххабисты сегодня выглядят более убедительными в вопросах веры. Мы выступаем против ваххабизма не только потому, что это угрожает безопасности государства, мы выступаем против ваххабизма потому, что уверены в своей правоте. Уверенность хороша, когда подкреплена соответствующими знаниями и навыками. Для полноценного религиозного образования требуются финансы, материальные, организационные и иные ресурсы. Удивительно, как в нынешних условиях в Дагестане появляются алимы, которые по своему авторитету могут сравняться с лучшими умами ислама. Этих алимов нужно поддержать. Нельзя все бросать на плечи силовиков. На государственном уровне нужно привлекать алимов для борьбы с ваххабизмом. (Духовное управление в последнее время заметно усилило работу в этом направлении, — прим. автора)
УЧРЕДИТЕЛЬ И УЧРЕЖДЕНИЕ
В соответствии с ФЗ-125 (статья 5) «религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения». Речь в данной статье не идет о духовных образовательных учреждениях, ибо об этом сказано в другой статье, где речь идет о том, что «религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала» (статья 19).
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут выступать не только некоммерческие организации (в том числе общественные объединения и религиозные организации), а также отдельные физические лица. Любой человек имеет право выступать учредителем образовательного учреждения. Ограничения установлены для духовных образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы.
Мы по инерции сохранили советский подход к вопросу религиозного образования. Считаем его чем-то второстепенным, несущественным. Однако, значительная часть общества считает религиозное образование смыслом своей жизни, а не приложением к светскому образованию. Глава нашего государства ходит в церковь, глава нашей республики посещает мечеть. Люди видят это и задаются вопросом: Если руководители государства не только знают, что нужно делать, но и знают, как это делать, значит, они получили соответствующее религиозное образование. Если это важно, то почему государство не создает необходимые условия для религиозного образования остальных членов общества? Зачем все бросили на плечи религиозных организаций, которые отделены от государства?
СОШ ДУМД
Образовательная система страны находится в глубоком кризисе. Качество образования не соответствует задачам модернизации общества. Модернизация общества в современных условиях с помощью серпа и молота невозможна. Нужны знания. Не просто знания, а знания, основанные на вере. Без веры в светлое будущее, без веры в божественное происхождение и предназначение человека, будущее для нас окажется не светлым, а мрачным. Без веры мы собственными усилиями сделаем свое будущее мрачным.
Религия обладает огромным созидательным потенциалом. Этому потенциалу сознательно не дают раскрыться. Современный мир не заинтересован в пропаганде религиозных ценностей. В нашей стране идет процесс насаждения идеологической кукурузы (точнее сорняка, похожего на кукурузу), вместо внедрения общечеловеческих ценностей с учетом многоконфессионального характера нашего государства. Созидательный потенциал религии (не только ислама) недостаточно востребован.
Православный Петербург не будет воевать с исламским Кавказом. Бандитский Петербург будет воевать с бандитским Кавказом. Бандитов нужно уничтожать, под каким бы соусом они не выступали. Государство уничтожает экстремистов на Кавказе, но государство не преследует русских нацистов. Это ягодки одного поля. Работать нужно «по всей поляне», а не только на Кавказе.
Нельзя позволять, чтобы избирательно уничтожали наших ребят. Человек, который отважился выступать против несправедливости, заслуживает уважения, а не пули в лоб. Нужно выслушать этих людей. Нужно спасать этих людей от страшного вируса религиозных суррогатов. Нам нужно самым заниматься религиозным воспитанием и обучением нашей молодежи. Никто не станет слушать «басни» власти о светском государстве, если все твердят, что власть продажна и коррумпирована. Власть не обязана быть религиозной, но власть обязана быть честной и чистой. Очищение власти и общества нужно начинать с верхов, а не низов. Кто этого не понимает, тот пусть берет метлу в руки и начинает подметать лестницу снизу вверх.
Предлагаю предпринимателям и бизнесменам республики продумать вопрос оказания материальной поддержки Духовному управлению мусульман Дагестана в создании средней общеобразовательной школы в Махачкале (СОШ ДУМД). Не исламская школа, а современная частная (школа религиозной организации) средняя общеобразовательная школа мирового уровня с дополнительным религиозным образованием. Показать всему миру, федеральной власти, что религиозное образование (пусть в виде дополнительного) способствует как воспитанию учащихся, так и повышению качества образования в целом.
Мы отстали в своем развитии. Не в последнюю очередь это связано с тем, что мы разделили светское и религиозное образование. Изучение математики, физики, астрономии и т.д. стало «кяфирским» занятием, а не богоугодным делом. Это разделение искусственное.
Образование носит светский характер только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (статья 2 Закона РФ «Об образовании»), что позволит учащимся соблюдать в СОШ ДУМД религиозные ритуалы и церемонии. Государство могло бы оказать посильную помощь в этом деле. «Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании» (часть 3 статьи 4 ФЗ-125). Согласен с тем, что Федеральный закон не гарантирует бесплатность общего образования в частных образовательных учреждениях, но государство «оказывает помощь» образовательным учреждениям религиозных организаций. И государству, и религиозным объединениям республики нужно активнее использовать возможности Федерального закона № 125-ФЗ.
Если эксперимент оправдает себя, то мы сможем более грамотно подойти к реализации части 4 статьи 5 ФЗ-125, где сказано, что «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». В этом вопросе сегодня нет должного взаимопонимания.
Не совсем понятно, что означает «обучение детей вне рамок образовательной программы». Почему нельзя это делать в рамках дополнительного образования, в рамках расписания уроков? Почему в рамках расписания детям можно в спортивной форме заниматься в спортзале, а почему нельзя в исламской одежде заниматься религиозным образованием в классе? При этом в целом сохраняя светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сохраняя единую школьную форму светского характера, возможно, с элементами национальной одежды. Такие вопросы силой не решают, только позитивным примером. Есть маленькая надежда на то, что потенциал школы будет способствовать плавной интеграции светского и духовного образования. Сегодня идет искусственное противопоставление этих процессов с печальными для общества последствиями. Это противостояние не я придумал. Нужно что-то делать в этом направлении. Всем нужно думать над этим.
СОШ ДУМД после получения лицензии и государственной аккредитации будет вправе выдавать лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию (ЕГЭ), документы государственного образца (аттестаты), заверенные печатью с изображением государственного герба Российской Федерации, ибо использование государственного герба РФ не предусмотрено только в документах учреждений профессионального религиозного образования (статья 27 Закона РФ «Об образовании»).
ЧЕЛОВЕК И МУРАВЕЙ
Приятно наблюдать за обществом муравьев. Четкая дисциплина и распределение ролей. Обычно, каждый из них что-то несет в одном направлении. Все в общую копилку. В последнее время мы все больше стали смахиваться на крыс. Каждый тащит все, что попало под руку, к себе в сарай. Никого уже не интересует, что в общем котле. И никто не собирается останавливаться в этом хватательном процессе. Некоторые уже накопили столько, что невозможно разумно тратить накопленное.
Я не призываю всех стать муравьями. Я призываю оставаться людьми. Оставаться людьми, не похожими на крыс. В этом хоть чуточку поможет религиозное образование и воспитание подрастающего поколения, если нам удастся грамотно организовать этот процесс. Если же не удастся, то «виртуальное поколение» девятым валом «накроет» нас всех. Удачи всем, всегда и везде!
Хайбула Малачилов
10 февраля 2011 года
Послесловие от автора.
Когда я написал эту статью, у нас еще не было детских садиков с элементами джихадизма. Не столь массовым был отказ родителей отправлять детей в школу. Мы боремся с 20-летними (и старше) ваххабистами. Многих из них перевоспитать уже сложно, приходится «решение вопроса» возложить на силовиков. Может, стоит подумать о религиозном воспитании наших детей, начиная с детского сада. Если мы этого не сделаем, то сделают другие, но уже с уклоном джихадизма, а не традиционного ислама.
Органам власти сложно действовать в условиях отделения религиозных объединений от государства. Существует федеральное законодательство, которое имеет верховенство. Есть вещи, которых невозможно реализовать в рамках Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и т.д. В этих условиях никак не могу понять бездействия бизнесменов и предпринимателей. Думаете, что это вас не касается? Зря вы так думаете. Флешки не в лесу растут, флешки растут в садиках. 20 лет назад флешек не было, потому что «носители флешек» ходили в садик. Теперь они выросли, а другие на подходе.
В нашем обществе, с одной стороны, есть люди, «нацеленные» на предъявление флешки. С другой стороны, есть «объекты» бизнеса, находящиеся в тени и уклоняющиеся от уплаты налогов. С третьей стороны, есть нечистоплотные представители контролирующих и надзирающих органов, которые «присосались» к нечестному бизнесу, забирают свою долю и сливают информацию дальше. Разорвать этот порочный круг могут только бизнесмены и предприниматели, ибо они являются единственно общественно полезным элементом в этой цепочке.
Еще Маркс сказал: Нельзя жить в обществе и быть независимым от общества. Многие бизнесмены подумали, что на определенном уровне своего благосостояния можно игнорировать общество, и жить изолированно от общества. Зря вы недооцениваете Маркса, ребята. Учение Маркса «похерили» те, кто решил строить коммунизм в отдельно взятой стране. Маркс на западе до сих пор в почете. Кстати, если вы забыли, Маркс – это тот, кто написал «КАПИТАЛ».
Среднеобразовательная школа Духовного управления, возможно, не самая «крутая» идея. Если есть другие идеи, давайте их обсуждать. Если нет других идей, давайте хотя бы в этом направлении поработаем. Подумайте, бизнесмены! Грамотное сочетание светского и религиозного образования – это не самая глупая идея. Активность государства в этом направлении может быть воспринято верующими, как ущемление их прав, вмешательство во внутренние дела религиозных объединений, чего никак нельзя допускать. Так что, слово за вами, представители бизнеса.
Кстати, законодательство (в части норм, указанных в статье) за это время не изменилось, несмотря на то, что принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. Вместо понятия «образовательное учреждение» появилось более широкое понятие «образовательная организация», а в целом (в части, касающейся статьи) все сохранилось.
Не стану дальше утомлять читателя. Скажу только, что следующая моя статья называется «Инвестиции: кадровый голод». Она была опубликована в Дагестанской правде от 5 октября 2010 года. Почитайте. Будет полезно. Удачи всем, всегда и везде!
Респект Админу за статью(честно), все по существу.
зачем придумывать велосипед?!
В тех же общеобразовательных школах есть предмет: иностранный язык.
По желанию учеников или родителей можно учить «арабский язык». Для нас, дагестанцев, это и ближе и актуально. (За всех не говорю)
На уроке религиоведение обобщенно рассказать о всех религиях, но основу ислама изучить досконально.
Тогда отпадет нужда и желание открывать новые медресе. Все будут одинаково думать, мыслить…
Как ни как 90% мусульмане.
Ребёнок должен получать качественное светское образование, где обязательным предметом с 6 класса
должен быть» психология мышления человека» , часть которого и будет религиоведение.
Родители, которые не понимают важность изучения психологии мышления человека, ставят своих детей заведомо в ОЧЕНЬ проигрышную жизненную позицию.
А тот, кто захочет профессионально посвятить свою жизнь религии должен учится в соответствующих учебных заведениях.
Иначе мы застрянем в средневековье ооочень на долго.
@Iogann, Когда слышишь от людей, МОЙ РЕБЕНОК НЕ БУДЕТ УЧИТЬСЯ СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ, до ужаса становится жаль ребенка, которого сами же родители лишают надежды на светлое будущее(( Кому как, конечно, но по мне без светствого образования ребенок не получит ничего хорошего… Религию можно и попутно изучать.
не надо исламизировать общество и всё будет хорошо.прежде чем изучать ислам,ребёнок должен получить светское образование-как устроин мир,общество,история,политика ,биология и т.д А ПОТОМ С МОЗГАМИ ИЗУЧАТЬ (ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ) РЕЛИГИЮ.И ТОГДА ЕГО ТРУДНО БУДЕТ С ПУТИ СБИТЬ.ПОТОМУ ЧТО ОН ЧЛЕН ОБЩЕСТВА И КОРАН ОН БУДЕТ ДЕРЖАТЬ РУКАМИ.А ТОТ ОБРАЗОВАНИЕ КОТОРОГО НАЧНЁТСЯ С РЕЛИГИИ ,УЖЕ ПОТЕРЯН ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ПЛЕВАТЬ ОН ХОТЕЛ НА СВЕТСКИЕ ПРЕДМЕТЫ -ОН УЖЕ НАШЁЛ СЕБЕ ОТМАЗКУ ЧТОБЫ НЕ ВЛИВАТЬСЯ И НЕ НАВИДЕТЬ ОБЩЕСТВО ,И ИМЕЯ ТРИ КЛАССА ОБРАЗОВАНИЯ ОН КАК БАРАН БУДЕТ ДЕРЖАТЬ КОРАН -КОПЫТАМИ.
ВОТ ЭТА ВСЕОБЩАЯ ИСТЕРИЯ ВОКРУГ ИСЛАМА И ДОВЕЛА НАС ДО РАЗВАЛА КАВКАЗА НА АРБСКИЕ ПРОВИНЦИИ.ГДЕ КАЖДЫЙ ЛИЧНО ОБЩАЕТСЯ СО ВСЕВЫШНИМ,ГДЕ ЛЮБОЙ НЕУДАЧНИК СВЯТО ВЕРИТ В СВОЮ МИССИЮ РЕШАТЬ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ,ГДЕ В КАЖДОМ КВАРТАЛЕ В ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ МЕЧЕТЕЙ ЧЕМ ДЕТСКИХ САДОВ ,ГДЕ ВМЕСТО ИЗУЧЕНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СВОИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ВСЕ ИЗУЧАЮТ ЧТО ГОВОРИЛ И ДЕЛАЛ КАКОЙ ТО АРАБ-УЧЁНЫЙ-НЕУДАЧНИК ДВА ВЕКА НАЗАД. ГДЕ ВМЕСТО ПОСЛУШАНИЯ И УВАЖЕНИЯ К СТАРЕЙШИНАМ -ВСЕ СЛУШАЮТ ЗАЖРАВШИХСЯ ШЕЙХОВ,МАЛОЛЕТНИХ АМИРОВ ,И МИФИЧЕСКИХ АЛИМОВ.,ГДЕ ОБЫЧАИ ПО КОТОРЫМ ЖИЛИ ПРЕДКИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ И БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ МЫ ВЫЖИЛИ -НАЗЫВАТЬ ЯЗЫЧЕСТВОМ.
ВОТ ИТОГ.
@jony, ++++++++++++++++100500!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ВЫ ПРАВЫ КАК НИ КТО!!!!!!!!!!!!!
@Kisa, спасибо киса.даже не касаясь светского общества.возьмем пример черкессов в прошлые века.я много лет изучаю историю этого народа.и вот что примечательно.у них ,изучали,УГЛУБЛЯЛИСЬ В ислам и делали намаз -ТОЛЬКО СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ.ДАЖЕ БЫЛО ВЫРАЖЕНИЕ-ЗИ АКЪЫЛЬ ТЫСЭМ АЛЫХ ТЭЛЭР КЪЫГУРЫАНУЩЬ-Т.Е ПО ИХ МНЕНИЮ ДО ИСЛАМА НАДО БЫЛО ДОРАСТИ ЖИЗНЕНОЙ МУДРОСТЬЮ И ВОЗРАСТНЫМ БЛАГОРАЗУМИЕМ.Т.Е ИСЛАМ СЧАТАЛСЯ ОПАСНЫМ И ТЁПЛЫМ КАК ОГОНЬ -может согреть или сжечь.
так вот это старшее поколение ходила и делало добро,помогали малоимущим и т.д
И ЕЩЁ -ОНИ ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ ДО ПОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИИ ЖИЛИ ПРАВИЛЬНО,ВЫСОКО-МОРАЛЬНО,ДУХОВНО-ИДЕАЛЬНО .ТАК ВОТ МУДРОСТЬ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ИЗ НИХ ЦЕНЕЕ ВСЕГО АРАБСКОГО МИРА ВМЕСТЕ ВЗЯТОГО.
@jony, Умница+++++++++++++++++++++++++++
@jony, Молодец!!!! Вот где ЗДРАВОМЫСЛИЕ!!!!!!!!!++++++++++++++
@jony, Я не согласен с тобой. Я например с 5 класса стал читать Коран и познавать ильм, и что я стал исламистом? нет же, наоборот получение правильных знаний ислама и жить верой в Бога это и есть счастье.Я работаю в гос.органах, никогда никому религию не навязывал, молюсь для себя и все! Меня моя религия, вера в Бога спасала и спасает в паутине хаоса бренного мира от всякого рода греха…Я думаю,что недопустимо обобщать об исламе…вера в старости,как вы привели пример с черкесами это стереотипы из прошлого…что получается по вашей логике до старости плеши и танцуй, а после кайся, это же смешно-разве нет..?! Еще древние мыслители из атеистов говорили, что необходимо во что то верить человеку, в любые идеалы, чем-нибудь, и иначе человек похож на корабль в океане, который потерял курс.Я полностью поддерживаю данную статью админа, ничего примитивного в нем нет. Воспитание детей в большей части зависит от их учителей к чему они их учат… вот и все, если учителя козлы, то и дети будут козлами. Вот например ваххабиты руководствуются книгами двух козлов Ибн Таймия и абдуль Ваххаба , а последние были одержимыми людьми и кто за ними последовал, те стали теми, которые сегодня находятся в Аль каиде и многих других радикальных кругах(марионетки масонов и дети Даджалья), они и есть первую очередь враги ислама(кстати чаще и наш брат Рамзан Кадыров на это указывает), они призваны уничтожить ислам полностью,очернить, убивать всех кто творить добро итд итп.
Не согласен с мнением автора статьи в части создания религиозных школ, не надо перекладывать воспитание своих детей на религию, воспитанием детей должны заниматься родители и учителя по общепринятой в стране образовательной программе.
Хватит с нашей Республики мечетей мы не можем контролировать проповеди по пятницам в мечетях, а тут еще и школы бесконтрольно начнут обучать, как говаривал «дедушка» я гъхари я сказал хватыт.
А я вот полностью поддерживаю Админа очень правильный подход… Красавчик обоснованно все… Надо Исламизировать только Исламизировать, а не вахабизировать… Плюс обязательно изучать и светские науки… Тогда будет гуд… А то что вы говорите по поводу обычаев так они в каждом селе, каждом районе разные и всем не угодишь. Я удивляюсь вам, Админы очень скрупулезно изучают тему прежде чем выкладывать свои мысли, и в принципе с ними я почти везде согласен, хотя как многие тут не воспеваю их «шедевральность» подачи имфы, а вот противники религии постоянно когда пишется статья Админом о пользе и правильности настоящего Ислама, постоянно ее саботируют, а вот если мысли с Админом совпадают готовы оды писать в его(их) адрес… Вам стоило бы уяснить что истинный Ислам и религиозность и есть та самая прививка от ваххабизма.
Тема нужная и затронула очень острую проблему. Пожалуй, я бы сказала, на сегодняшний момент это самая большая проблема республики. Потому что это наше будущее. И в большинстве случаев это будущее туманно и плачевно.
Что касается статьи — вплоть до раздела Учреждение — все было очень аргументировано и правильно (на мой взгляд) написано. Но после этого момента автора повело куда-то в даль далекую. Идея средней школы от ДУМД — это крайне неверное и вредное предложение. Вместо того, чтобы привести в порядок религиозное образование и контроль за ним, автор предлагает еще более усугубить его, слив в один кувшин и светское и религиозное образование. Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Тут на блоге об этом было писано переписано, а разговоры все крутятся вокруг религиогизации школы. Вы офигели, уважаемый? Оставьте уж светскую школу в покое. Пусть дети получат полное общее образование.
Религиозное можно преподавать в воскресных школах, в ВОСКРЕСНЫХ и по желанию. Арабский можно изучать как дополнительный язык в школе кому хочется (а скорее чьи родители заставят).
Как вы собираетесь в школе при ДУМД преподавать религию и тратить на нее ,я так понимаю, немалое время. А откуда взять время на математику, физику, химию?? английский? Будет перекос и недополученные знания. Дети не смогут в дальнейшем поступить в ВУЗ — они не конкурентноспособны в современном обществе. И куда они пойдут? Все муллами? И вообще перл из перлов: сделать СОШ при ДУМД государственной с правом выдачи аттестатов и сдачей ЕГЭ!!! Т.е. пусть государство подставит свое плечо частной религиозной школе и поднимет ее престиж — официальный государственный аттестат из государственных рук, но при это не сметь диктовать этой школе объем нагрузки на детей и перераспределение этой нагрузки, когда дети вместо русского и истории пойдут на арабский и чтение Корана.
Кроме всего прочего очень не понравился фоторяд к статье. Сравнивать наш аул и Шанхай — богатейший город Китая — некорректно и сильно отдает манипулированием сознания участников блога. Сравнили бы с китайской деревней — тогда я бы еще поняла. И при чем здесь сращивание религиозного и светского образование, если в Китае коммунизм??
Кроме того смысл сравнения, когда якобы эти фото помогают понять, что мы в ауле потому что отделили религиозное и светское образование друг от друга, а небоскребы построены людьми, которые его получили вместе так сказать в одном флаконе. Ну так вот вам информация о здании, которое приведено на фото —
Шанхайский всемирный финансовый центр — небоскрёб в Шанхае, строительство которого было завершено летом 2008. Главный дизайнер проекта — Дэвид Малотт (David Malott) из нью-йоркской компании Kohn Pedersen Fox. А идея принадлежала японцу-бизнесмену, чье имя и носит данное сооружение. Манипулирование налицо. Автор журналист и профессионал, а потому жонглирует словами очень на высоком уровне, а заодно и ловко подменяет понятия.
Вы спрашивали предложений. Вот Вам мои:
1. При каждой мечети ДУМД организовать воскресные и каникулярные религиозные школы.
2. Ни в коем случае не влезать с религиозными предметами в светскую школу. Попам и муллам там делать нечего.
3. ДУМД вести просветительские разговоры с самими родителями и призывать их дать детям полное общее светское образование.
4. И хотелось бы вам напомнить, что Республика Дагестан — многонациональная и многоконфессиональная. Многие благополучно об этом забывают.
Вообщем статья о нужном и важном, а выводы, сделанные автором, считаю неправильными и вредными для развития Республики.
@Лебединое озеро,
А кто будет детей учить хорошему нраву и этике? Кто будет разъяснять школьникам о вреде ваххабизма и экстремизма? Кто будет, если не мулла?
На уровне 5-7 классов самая актуальная тема в школах это тема джихада, кто довел детей до этого? Я отвечу: Те, кто упорно противится посещению имамами и представителями ДУМД школ.
http://www.youtube.com/watch?v=shCeleWHwsQ
@Дагестанец, «На уровне 5-7 классов самая актуальная тема в школах это тема джихада, кто довел детей до этого?» — РОДИТЕЛИ!!! Куда родителей дели?! У вас кто только не должен воспитывать детей — школа, мулла, но почему то постоянно НЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ!!! Вот кто должен разъяснять детям «о вреде ваххабизма и экстремизма»!!!
Нечего имаму в школе делать, там и так нагрузка на детей большая, если конечно ребенок учиться а не прогуливает уроки. Ну а если прогуливает — так же и имама прогуляет и никакой мулла и имам ему не помогут понять НИЧЕГО если ребенок сбегает с уроков. А вот если хотите научить своего ребенка в «ту сторону» молиться, правильно совершать религиозные обряды, вот тогда да — правильно пишут, воскресная школа или скажем по возможности вечерние курсы. А уже потом, повзрослев, пусть определяются дальше дети сами — учиться для того чтобы заработать или учиться для того чтобы молиться всю жизнь!
@rrr, правильно , родители то где??? привыкли что кто то что то должен!! ага щаззззз,
по поводу школ и образования, хмм мы все выросли при коммунизме!! ни кто нас религиозно не воспитывал!! и что мы видим?? ААААА??!!! правильно , мы нормальные здравомыслящие люди, а что происходит на кавказе последние 20 лет?? АААА??? ПРАВИЛЬНО ДУРДОМ ИДИОТИЗМ И БЕЗГРАМОТНОСТЬ !! религиозное средневековье!!!!!!!!!! так и хочется сказать всем кто опу рвет на британский флаг , идите в пещеры вам там будет хорошо!!! насколько знаю из истории Мусульмане -Арабы — турки -персы стремились к науке!!! изучению всего и всея !! а вы что делаете ??!! АААААА?? морозитесь на изучение Корана и арабской лабуды!! забыв обо всем остальном!!!
Полностью согласен с автором статьи. В любом Исламском учебном заведении, паралельно с Исламскими науками обучают программу общеобразовательных школ. Иначе не дают им лицензию на обучение. Родители то знают,куда они дают детей на обучение. Не нужно драматизировать обучение Исламу в детсадах и школах. Там обучают Коран и сунну. Это не опасно для Государства,если дети в дальнейшем будут соблюдать это. Ведь раньше не были такие садики и школы,а ребята,что в лесу, где же тогда обучались. Этим «лесникам» то же пора знать, не нужно прятаться за Ислам и совершать теракты,которые уносят жизнь совсем не винных женщин и детей. Сколько детей за последние годы остались сиротами, одному Всевышнему известно. Админу спасибо за статью.
Лично я отдаю приоритет в первую очередь религиозному образованию (духовному развитию человека) и уже потом светскому (умственному развитию человека), но помимо всего этого человек еще обязательно должен быть хорошо развит физически ( физическое развитие человека ) и все это необходимо для того чтобы человек приносил пользу как обществу так и самому себе и был счастлив, настолько на сколько это возможно в нашем замечательном Мире.
Людям которые отдают приоритет светскому образованию и к религиозному относятся с большим скепсисом хочется задать вопрос ! Посмотрите на современную Россию в которой приблизительно 97% людей получают светское образование и сколько из них становятся людьми приносящими пользу обществу и самим себе ?
@эюя, и сколько? много, скептичная вы наша, очень много… почти вся Россия — получают специальность, работают, поднимают и с/х и промышленность, становятся учителями, врачами, строителями…..
Какое будущее ждет ребенка, закончившего религиозную школу? Ваш ответ?
Получившее правильное(я подчеркиваю это)духовное образование может спастись от многих грехов.Вера в Бога дает человеку многое. Вы можете общаться с искренне верующими, доверять как самому себе, и наоборот. Получив духовное образование,можно получит и светское(я на своем примере пишу) и работать хоть светских органах,хоть духовных, одно другому не мешает, и не стоит здесь искать причины для очернения духовной жизни верующих людей будь-то христиан, либо мусульман.
Русские например до прихода коммунизма были верующими людьми, женщины носили платки, и длинные платья и посещали храмы, меньше было распутства, алкоголизма, наркомании инакомыслия (ведьм, астрологи итд итп), много было добра, взаимоуважения между людьми конфессии…тоже и с исламом. А теперь сравните нашими днями, днями в котором мы прибываем, наркомания, алкоголизм, астрология, распутство просто цветет…разве не так? Куда мы катимся,если порицать Бога?, мы катимся в Масонскую Европу, где мужчина жениться на мужчине, женшина на женшине, где правителями являются наркоманы, распутники(и какой пример они подают возрастающему обществу….слушать бесовский Рок,верить в оккультизм итд итп) и Бессом околдованные люди…вот к чему приводит безбожие, конечно атеисту верить в это все сложно,но это так, что естественно, то не безобразно. Человек,который верит в Бога искренне, и боится Его ослушаться, будет боятся согрешит, и наоборот, вот что нам дает духовная жизнь.