Характерной особенностью терроризма в современной России стало то, что он приобрел черты вполне определенной религиозно-политической направленности — все крупные теракты (взрывы жилых домов в Буйнакске, Волгодонске, Москве осенью 1999-го, захват заложников в ТЦ на Дубровке в 2002 году, теракты августа-сентября 2004 года, подрыв Невского экспресса и др.) были совершены приверженцами так называемого «чистого ислама» или ваххабизма. Считается, что в настоящее время именно это направление определяет действия вооруженных противников российской власти на Северном Кавказе.
С конца 1990-х годов российское общество ведет тяжелую борьбу с международным терроризмом, ставшим неотъемлемой чертой отечественной действительности.
В этой связи вопросы противодействия религиозному экстремизму попали в центр общественного внимания. Сохранение гражданского и межконфессионального мира в стране в немалой степени зависит и от того, будут ли найдены верные ответы на возникшие вызовы.
Россия — не единственная страна, столкнувшаяся с глобальной экспансией радикального исламизма. Он угрожает, и небезуспешно, и США, и ЕС, и собственно исламским государствам. Характерно, что политическое устройство страны зачастую не оказывает никакого влияния на радикалов.
Мощь этого движения, нанесшего 11 сентября 2001 года тяжелейший удар единственной сверхдержаве современности, достаточно очевидна. Более того, нет никаких признаков того, что США побеждают в «войне против террора».
К сожалению, несмотря на все призывы к солидарному решению проблемы, государства, являющиеся объектами экспансии религиозного экстремизма и терроризма, упорно стремятся решить проблемы своей безопасности поодиночке, зачастую за счет других.
Так, Великобритания достаточно эффективно обеспечила безопасность метрополии за счет легального присутствия на территории страны множества организаций и активистов исламского экстремизма, по праву принесших ей славу европейского оплота ваххабизма. Именно в Лондоне легально базируется запрещенная во многих мусульманских странах экстремистская «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), именно в Лондоне открыто живут экстремисты, выдачи которых добиваются другие страны. Достаточно вспомнить безуспешные попытки России добиться экстрадиции А. Закаева.
США пытаются решить вопросы своей безопасности посредством вынесения борьбы с исламскими экстремистами на территорию других стран, в частности — Афганистана и Ирака.
Такие лидеры Евросоюза, как Франция и Германия, стремятся обеспечить лояльность влиятельных эмигрантских исламских общин и стабильность на своей территории посредством определенной «конфронтации» с Соединенными Штатами по ближневосточному урегулированию и по иракскому вопросу.
В Саудовской Аравии правящая элита в последние годы стремится притушить существующий в королевстве радикализм. Происходит масштабная чистка духовенства — до 1700 имамов лишены права читать проповеди, идет серьезный пересмотр учебных программ, ведутся аресты функционеров «Аль-Каиды» и их сторонников. При этом выталкивание радикалов вовне, на «внешние фронты джихада», интересам руководства Королевства Саудовская Аравия не противоречит.
Есть все основания полагать, что такая несогласованность интересов и действий основных участников антитеррористической коалиции сохранится и в обозримом будущем. Потому России не стоит возлагать чрезмерные надежды на эффективность международной борьбы со структурами радикального ислама.
По оценкам наблюдателей, терроризм — исключительно сложное социальное и культурное явление, порождаемое специфическими историческими обстоятельствами. Сходство внешних признаков и технических средств, которые используют террористы, почти ни о чем не говорит. Терроризм связан неразрывно с той средой, в которой он действует, и даже в одном и том же обществе его природа может резко измениться за короткий срок. Терроризм народовольцев принципиально несхож с терроризмом эсеров. Красный террор несколько отличается от террора «братьев-мусульман». Значит, и бороться с каждым из них надо было по-разному.
У нас же под воздействием СМИ часть населения и многие политики соблазнились идеей «учиться у Запада и Израиля» и «сотрудничать» с ними в борьбе с терроризмом в РФ. Думается, что подобная точка зрения, имея право на существование, все же не верна. Только на первый взгляд кажется, что речь идет о том, чтобы всего лишь «перенять технологию». Это ведь не молоток попросить у соседа. Речь идет о «технологии» сложнейшей войны. Кроме того, разве Израиль искоренил терроризм теми средствами, которые у него хотят перенять наши политики? Нет, Израиль живет как в осажденной крепости. Мы же еще недавно в России, их средств не применяя, о терроризме знали только понаслышке.
Почему изживать терроризм мы должны учиться у Запада, где он процветает, а не у Советского Союза, где его и в помине не было? Представляется, что главная причина отсутствия терроризма в СССР в том, что в то время наказание было неотвратимым и неизбежным. Да и социально-экономи-ческих условий, очевидно, не было.
Массовая преступность и насилие в Северокавказском регионе как питательная среда для терроризма – следствие, прежде всего тяжелейшего обеднения, вызванного неудачными экономическими реформами, а не хаттабами, басаевыми и умаровыми. Заметим, что жизненный уровень жителей Северного Кавказа в разы меньше, чем в целом по России. Сохраняется более высокий уровень безработицы, снижение промышленного и сельскохозяйственного производства. На все это накладывается повальная коррупция, клановость, этнонационализм и другие негативные факторы.
Конечно, это — не причина терроризма, а лишь благоприятная среда для него. Но точка зрения о том, что корни террора лежат в сохраняющейся в регионе массовой безработице, в недостатке эффективной экономической и социальной политики представляется небезосновательной.
Речь не идет о том, чтобы оправдать тех, кто пошел в боевики и террористы, — их ответ преступный, и поэтому их приходится уничтожать. Но если не понять их мотивы и видеть только кровожадность, то нет шансов на то, чтобы лишить терроризм легитимности. А без этого искоренить терроризм невозможно.
Еще одним из условий для появления терроризма является крах культуры. Терроризм обязательно требует оправдания, сдвига умов в достаточно большой части народа. Иначе ни за какие деньги молодежь не пойдет в ряды боевиков. Восстановление исковерканной системы ценностей — немаловажный фактор в борьбе с террором.
Продуктивным представляется и активизация участия исламских структур страны, их лидеров и активистов в борьбе против религиозного экстремизма. При этом реальное участие исламских структур России в борьбе с экстремизмом не должно ограничиваться регулярным выпуском заявлений, осуждающих какое-то очередное злодейство, заявлениями о несовместимости терроризма с исламом или осуждением радикальных течений в отечественном исламе. В этой связи все большее значение приобретает внутриконфессиональный диалог в исламской среде России, в том числе и в такой важнейшей области, как так называемый «неофициальный ислам». Без создания зоны социального отчуждения вокруг религиозных экстремистов трудно рассчитывать на качественный прорыв в борьбе с ними.
Мы должны искоренить терроризм в принципе. Но этого нельзя достичь американскими средствами – «ковровым бомбометанием, пуском крылатых ракет по базам», наймом провокаторов и многомиллионными вознаграждениями «за голову». Искоренить у нас терроризм можно только через сопротивление терроризму всего общества и, прежде всего, самого населения. Но для этого надо выстроить то жизнеустройство, которое лишает терроризм социальной и культурной базы. Жизнеустройство, основанное на солидарности и взаимопомощи.
Вот такие статьи, и на стол нашим чинушам! И требовать от них, конкретных мер!
парня под ником Roman сегодня приперло что то ……
Статьи ведь дельные.. нет ?
статьи дельные конечно, просто разом столько информации переварить сложно, тому кто публикует совет небольшой, выкладывать одну статью в день не больше , что бы читающим было время на размышления по поводу конкретного матерьяла .
Помимо этих мер, тех что не делаются в один день.. необходимо лишать их, информационной площадки, с одновременной наступательно- информационной политики!
Интернет не запретишь. О лучшей площадке и возможности общения они и не мечтали
Кавказ такое место — им только дай идею объединяющую, чтобы за независимость повоевать.
Практически всегда это идея очищения религии. В 19м веке это была форма суфизма — кавказский мюридизм. Тогда он тоже был новым и свежим на фоне закостенелости местных обычаев и продажности традиционных местных религиозных авторитетов. Сейчас это ислам салафиев — вахабизм. Завтра будет ещё что-то
Ну и кому это надо?
что именно ? очередная война за независимость?
да они,зверьки эти,которые являются исполнителями,сами зачастую не знают за что воюют!
Ребята, спасибо за оценку и комментарии! Замечания обязательно учту!
и всё-таки, не взирая на Запад,надо бороться максимально жестко с терроризмом. Так,чтобы его не стало,так,чтобы свести его к минимуму. И чем жестче,тем лучше!!
А Роман зрит в корень, это правильно )